Записи с темой: ЛюДи (61)
14:45

В теорию эволюции не надо верить - ее надо знать/Обрушился жесткий вакуум
Упертые несогласные кардинально повышают качество коллективных решений.


Этот 3й за полгода удивительный научный прорыв goo.gl/eqdpo6 подводит нас все ближе к открытию нового класса законов природы.

1) В июльском посте «Найден оптимальный способ принятия решений» t.me/theworldisnoteasy/282 я рассказал о прорывном открытии на стыке нейронауки, теории информации, теории коллективного поведения и статистической физики.
Исследователям Центра Биосоциальных Сложных Систем (С4) удалось построить и верифицировать на большом объеме экспериментальных данных динамическую, стохастическую, распределенную модель принятия решений.
С помощью этой модели была выявлена схема организации процесса принятия решений в мозге огромной сетью коммуницирующих нейронов, названная авторами «кодирующая двойственность».

2) А в ноябре состоялся другой научный прорыв, о котором я писал в посте «На пороге открытия нового класса законов природы» t.me/theworldisnoteasy/357.
Центр С4 опубликовал революционные результаты нового исследования, объясняющего, зачем адаптивные системы организуются во все более сложные укрупняющиеся структуры (от колоний бактерий до государств у людей).
Было показано, что создание иерархических многоуровневых структур – это закон природы, типа 2го закона термодинамики для живых систем. Это происходит для повышения эффективности обработки информации при коллективных вычислениях, осуществляемых элементами системы в условиях большой информационной зашумленности и разброса мнений.
Цель всего этого – улучшение предсказаний будущего, обеспечивающее максимальную адаптационную способность системы.

3) 1ое прорывное исследование открыло общую схему организации процесса принятия коллективных решений в сетях нейронов.
2й революционный прорыв распространил эту схему на принятие коллективных решений во всей живой природе (стая, племя, общество) и выявил ключевой механизм, отличающий процесс коллективного взаимодействия элементов в био-социальных (живых) и физических (неживых) системах. Этот механизм - создание иерархической многоуровневой структуры обработки информации, принятия решений и управления.

Только что опубликованное 3е исследование, с помощью еще более сложной и точной модели, выявило основной модельный фактор, повышающий качество коллективных решений, вырабатываемых вышеупомянутым механизмом, реализующим вышеупомянутую схему. После чего выявленный модельный фактор был проверен в полевых условиях на процессах принятия решений в сообществах обезьян (в этом смысле, жутко похожих на нас).

Выявленным ключевым фактором оказалась численность упертых несогласных, - имеющих собственное мнение, не вписывающееся в агрегированный итог иерархического сбора мнений, и не готовых от него быстро отказаться даже под угрозой трепки от более сильных вожаков, признаваемых большинством за власть.
Чем больше упертых несогласных – тем выше качество коллективных решений. И похоже, это новый закон природы.

P.S. Снаряды ложатся все кучнее. Революционное открытие прошлого года в области эффективности краудсорсинга говорит, по сути, о том же - наибольшее вознаграждение в краудсорсинге должно выдаваться упертым несогласным, оказавшимся в итоге правыми (см. «Особое мнение – 2я революция в краудсорсинге» t.me/theworldisnoteasy/243)

Новое исследование goo.gl/6C7xB8 (сложно и за пейволом; кому нужен текст, пишите)
Популярно о нем: goo.gl/EN3J2u и goo.gl/pWdtVJ (оба по 1 мин)
Эссе об этом направлении работ С4 «Как природа решает проблемы с помощью вычислений» goo.gl/3b71TR (5 мин)

(т-грам канал "Малоизвестное интересное")

@темы: Люди, Ссылки, Социальное, Эволюционная биология

00:13

В теорию эволюции не надо верить - ее надо знать/Обрушился жесткий вакуум
Инициативная группа «Думай!» провела в Казани научно-популярную
шоу-лекцию «Игры разума». Ее участники, кандидат биологических наук
Александр Панчин и когнитивный психолог Игорь Уточкин рассказали «Снобу»
об ошибках мышления, внимания и памяти, которые позволяют
манипулировать нашим сознанием.

1. Большинство право

Есть
известный эксперимент с черной и белой пирамидками. Берут трех человек,
которые находятся в сговоре с экспериментатором, сажают их вместе с
испытуемым и ставят две пирамидки: черную и белую. Три сговорившихся
участника называют и черную пирамидку черной, и белую — черной, и
четвертый человек начинает сомневаться в том, что черная пирамидка
действительно черная.

Причина такого эффекта — в нашем желании
быть конформистами. У любого человека возникает сомнение, когда он
видит, что мнение большинства противоречит его собственному, но сама по
себе уверенность большинства в чем-то не является аргументом. Пример:
многие считают, что астрология работает, значит, так и есть. Но это не
аргумент, приведите доказательства. Многие считают, что гены есть только
у генетически модифицированных организмов — по опросу Высшей школы
экономики так думает 71% населения. В США недавно был опрос: «Нужно ли
маркировать продукты, содержащие ГМО?» — 82% сказали, что нужно. Их
спросили: «Нужно ли маркировать продукты, которые содержат ДНК?» — и 80%
сказали, что нужно. Это значит, что 80% не понимают, что такое ДНК.
Любая апелляция к мнению большинства заведомо абсурдна.

Так же
бездоказательна ничем не подкрепленная апелляция к авторитету (прием,
который широко используется в рекламе, когда известный человек хвалит
тот или иной товар), или к «опыту веков» (люди сотни лет делали
жертвоприношения, значит, и мы продолжим! Традиция ведь!).

2. Петух прокукарекал — солнце взошло

Если
сначала произошло что-то одно, а потом другое, вовсе не обязательно,
что между этими двумя событиями или явлениями есть причинно-следственная
связь. Например, ваша тетя заболела, сходила к магу (или целителю, или
гомеопату) и через некоторое время после этого выздоровела. После этого
вы можете решить, что это доказывает — данный метод работает, но на
самом деле здесь логическая ошибка. Петух прокукарекал — солнце взошло,
есть ли между этими событиями связь, означает ли это, что если мы убьем
петуха, то солнце не взойдет? Всем очевидно, что нет, но почему-то в
случае с лечением это не работает. Именно поэтому ученые, когда они
пытаются разобраться в том, работает лекарство или нет, устраивают
сложные клинические испытания с контрольными группами. Ни о чем нельзя
говорить на основании единичного опыта. Но если вы послушаете, как люди
обосновывают ту или иную лечебную практику, в которую они верят, то вся
аргументация сводится к упомянутой тетушке. Это активно используется и
политиками, когда они говорят: мы приняли такой-то закон, и после этого
произошло такое-то изменение, подразумевая, что оно — следствие закона.

читать дальше


@темы: Люди, Психология, Уже не новости

15:45

В теорию эволюции не надо верить - ее надо знать/Обрушился жесткий вакуум
Ясюкова Л.А. Реформирование образования: цели и проблемы // Школьные технологии. – 2011. - № 5. С. 7-19.

Фрагмент статьи:

"Развивающее влияние программы по математике В.В. Давыдова было выявлено нами в процессе участия в эксперименте, проводившимся в одной из общеобразовательных школ Санкт-Петербурга в середине 90-х годов прошлого века. В 1992 году все дети, поступающие в школу, прошли педагогическое и психологическое собеседование, на основании которого наиболее развитые и подготовленные к школе были зачислены в 1-«А» класс. Эти дети статистически достоверно превосходили в интеллектуальном развитии учащихся остальных первых классов. Во всех классах использовалась стандартная общеобразовательная программа, и только в «Б» классе учительница преподавала математику по учебникам В.В. Давыдова.
Учительница «А» класса, пройдя специальную переподготовку в АППО, применяла новейшие педагогические технологии, программа была дополнена факультативными уроками английского языка и культурно-эстетическим экскурсионным обслуживанием, а родители принимали активное участие в образовательном процессе. Я проводила психологические обследования и консультировала педагогов и администрацию школы по проблемам эксперимента, результат которого оказался несколько неожиданным для его организаторов из АППО. Учащиеся «Б» класса значительно обогнали в интеллектуальном развитии свих одногодков не только из «В» и «Г» классов, но и из «А» класса, успешно окончили школу и поступили в вузы, хотя в 1-ом классе уровень их развития был ниже среднего и на много ниже, чем у ребят из 1-«А» класса. Из «А» класса только некоторые ребята смогли поступить в вузы, несмотря на то, что они при поступлении в школу значительно превосходили по развитию ребят из «Б» класса и все 10 лет с ними проводили дополнительную развивающую работу. Большинство подростков «В» и «Г» классов не смогли получить даже среднего образования, хотя при поступлении в школу они были не хуже ребят из «Б» класса [17, с163-165].

Вся моя почти тридцатилетняя исследовательская и практическая работа в школах убедила меня в правоте Л.С. Выготского и В.В. Давыдова: не ставшие уже традиционными психологические занятия и игры, а изучение наук формирует понятийное мышление, создает мощный потенциал интеллектуального и личностного развития. В современном образовании есть программы, которые способствуют формированию понятийного мышления учащихся, и есть программы, которые блокируют этот процесс, закрепляя примитивные формы обработки информации, что в дальнейшем ограничивает возможности ее усвоения [16]. Мои многолетние исследования показали, что развитое понятийное мышление качественно меняет всю дальнейшую жизнь ребенка, в том числе, и характер прохождения подросткового кризиса [13, 17, 18, 26, 27, 30]. Понятийное мышление способствует развитию социального интеллекта, толерантности, формирует адекватную самооценку и позитивные коммуникативные установки, оптимизируя сферу общения [19, 29]. Оно же стимулирует развитие различных способностей (лингвистических, математических и пр.), в результате чего снимается эмоциональное напряжение в процессе учебы, формируются уверенность в своих силах и учебная мотивация [15, 24].

www.babyblog.ru/user/_mommy_/3052375

@темы: Люди, Ссылки, Социальное, Уже не новости

14:20

В теорию эволюции не надо верить - ее надо знать/Обрушился жесткий вакуум
«Нашим предкам много раз просто повезло»
О зарождении жизни на Земле, внеземном разуме и лженауке

Екатерина Мищенко 28.07.2016, 08:35
www.gazeta.ru/science/2016/07/27_a_9713957.shtm...

О самозарождении мышей из ила, любви к котикам и нелюбви к обезьянкам, азотной жизни в ядрах газовых гигантов, властолюбивых РНК, «завихрениях в голове» и нашем космическом (в прямом и переносном смысле) везении — в интервью «Газеты.Ru» с Михаилом Никитиным, дебютная книга которого «Происхождение жизни: от туманности до клетки», вышедшая недавно в издательской серии Primus фонда «Эволюция», вошла в лонг-лист премии «Просветитель» 2016 года.


— Расскажите об истории идей происхождения жизни. Как они развивались со временем?

— В древности были два основных варианта. Первый — что тот или иной бог эту жизнь однажды сотворил и с тех пор живые организмы размножаются и производят себе подобных. Второй — идеи, связанные с философией и наблюдением, характерные для древних греков. Например, что жизнь возникает постоянно на наших глазах (Аристотель писал про самозарождение мышей из речного ила при разливах Нила в Египте). Другие философы утверждали, что вопрос о происхождении жизни ставить нельзя, ведь жизнь, Земля и Солнце существуют вечно и начала у них никогда не было.


Так было примерно до Нового времени, когда первые ученые стали экспериментировать с самозарождением мух в гниющем мясе, мышей в грязной одежде с зерном и показали, что в наше время самозарождения жизни не происходит — если кувшин накрыть марлей, мухи туда попасть не могут, и никакие червячки в мясе не заводятся.

К XIX веку первыми научными экспериментами, как ни парадоксально, укрепилась идея религиозная, что жизнь сотворена Богом, и это было сделано один раз.

Окончательно это закрепил Луи Пастер, показавший, что даже микробы не зарождаются сами в запаянной колбе с прокипяченным бульоном.

— А что было потом?
читать дальше

@темы: Книги, Люди, Физика, Химия, Социальное, Астрономия, Эволюционная биология

13:49

В теорию эволюции не надо верить - ее надо знать/Обрушился жесткий вакуум
"Исследование интеллектуально одаренных старшеклассников, проводившееся в одной из школ Новой Зеландии, позволило выявить один из значимых факторов, отличающих наиболее успешных учащихся от наименее успешных. И этот фактор является стопроцентно значимым - он присутствует у всех наиболее успешных учеников и отсутствует у всех наименее успешных. Этим фактором является способность правильно относиться к неудачам.

Автор исследования о взаимосвязи позитивного мышления и результатов учебы Лэнс Кинг написал свои выводы.
Лэнс Кинг живет в Новой Зеландии, в городе Рэглан. Занимается преподавательской деятельностью, ведет семинары для учителей, родителей и школьников в разных странах мира и пишет книги и учебные пособия о том, как научиться учиться. Создал программу «Искусство учиться», по которой ведется обучение в 200 школах десяти стран мира. Женат. У него 4 детей. Его сайт - www.taolearn.com.


"В период подготовки магистерской диссертации в 2006-2008 гг. мне посчастливилось поработать с чудесной группой одаренных (Giftedand Talented Education) учащихся в местной школе. В группу входили учащиеся разных классов в возрасте 13-18 лет. Все они были умны, интересны и очень заинтересованы исследованием. Работать с ними было для меня большим удовольствием.


Целью моего исследования было установить связь между их гибкостью, стрессоустойчивостью и академической успеваемостью. Гибкость и стрессоустойчивость измерялись с помощью стандартной методики, в основе которой лежит измерение локуса контроля и выученной беспомощности (Learned Helplessness (LH), преобладающего объяснительного стиля в отношении неудач.

В период проведения данного исследования все учащиеся должны были сдать основной итоговый экзамен по школьным предметам. На основании результатов этого экзамена учителя классифицировали их на 3 группы: наиболее успешных, успешных и наименее успешных учащихся. Моим первым открытием стало отсутствие какой-либо связи между академическими успехами учащихся и их гибкостью и стрессоустойчивостью. Некоторые совершенно беспомощные дети с внешним локусом контроля показали хорошие академические результаты, а часть стрессоустойчивых, адаптивных детей с внутренним локусом контроля продемонстрировали очень слабые результаты.

Мое любопытство заставило меня продолжить поиск более глубоких причин академической успешности, чем стрессоустойчивость и гибкость.
Были сформированы пары из учащихся с одинаковыми результатами стрессоустойчивости и гибкости. В каждую из этих пар входил один наиболее успешный и один наименее успешный учащийся. Группа успешных учащихся в дальнейшем эксперименте участия не принимала. Таким образом были составлены 5 пар общим числом 10 человек.

Все 10 учащихся были проинтервьюированы, а их ответы проанализированы.Во всех пяти парах практические стратегии и внутренние характеристики наиболее успешных учащихся заметно отличались от стратегий и характеристик наименее успешных учащихся. Вот, что их отличало: все они посещали какие-то дополнительные занятия, кружки, секции помимо учебы в школе; у всех были серьезные интересы и увлечения; любознательность, ответственное отношение к учебе и стремление разобраться в непонятных вещах; способность получать удовольствие от решения сложных задач; целеустремленность и способность сконцентрироваться на достижении цели; применение активных стратегий, позволяющих им извлекать полезный опыт из своих неудач; настрой на успех.Но самые большие различия обнаружились именно в восприятии неудачи. Определение понятия «неудача» в рамках данного исследования было сформулировано как недостижение цели. Например, поставить цель выиграть игру, но проиграть ее или добиться определенного результата и не достигнуть его.

Их ответы стали настоящим откровением. Хотя при анкетировании и наиболее успешные, и наименее успешные учащиеся объясняли неудачу недостаточными усилиями, приложенными для достижения цели, в устных интервью между ними выявилась значительная разница. Все наиболее успешные учащиеся сообщили о том, что они применяют долгосрочные стратегии, основанные на постоянных усилиях для достижения успехов в учебе. Тогда как наименее успешные учащиеся говорили о том, что они начинают прикладывать усилия только тогда, когда приближается критический срок.То же самое обнаружилось и в отношении желания отложить какое-либо действие на потом. Все интервьюируемые признали, что такая проблема для них существует. Но если наиболее успешные учащиеся предпринимают активные шаги, чтобы справиться с этой проблемой, то наименее успешные потакают своему желанию отложить действие на потом и ждут до последнего момента.Наиболее успешные учащиеся также признавались в интервью, что они понимают и принимают свои неудачи, в отличие от наименее успешных учащихся. Наименее успешные учащиеся проявляли тенденцию к отрицанию неудач или предпринимали попытки избежать потенциальных неудач в своей жизни. Один из наименее успешных учащихся, который признал, что в его жизни имела место неудача, рассказал о том, что он воспринял неудачу как полный крах своей жизни и теперь чувствует себя совершенно беспомощным.
читать дальше

@темы: Люди, Психология, Социальное, Уже не новости

14:23

В теорию эволюции не надо верить - ее надо знать/Обрушился жесткий вакуум
Как убивает лженаука: сотни тысяч жертв

Рубрика: ‪#‎статьи_skepdic‬ www.facebook.com/skepdic/posts/628664383960176

У Тима Фарли, программиста из Джорджии, есть полезное хобби – борьба с псевдонаукой. Он ведет несколько блогов, записывает подкасты, участвует в работе фонда Джеймса Рэнди, где паранаучные утверждения проверяют экспериментальными методами. В качестве борца с лженаукой Тим стал настолько значимой медийной фигурой, что теперь у него берут интервью уже не о лженауке, а о методиках борьбы с ней, и все уже забыли, чем он занимался первоначально.

Но один из лучших проектов Фарли – это сайт «What’s the harm?», подборка историй о том, как именно неспособность критически перерабатывать информацию приводит к трагическим последствиям. Сегодня на сайте собраны истории о 368 379 случаях гибели людей (из них 365 632 случая зафиксированы в научных статьях), о 306 096 пострадавших людях, а экономический ущерб от историй, описанных на сайте, Тим оценивает в 2 815 931 000 долларов.

При этом понятно, что реальное количество смертей от слепой веры в утверждения шарлатанов в мире гораздо больше, чем собрано на «What’s the harm?», – Тим много пишет о случаях гибели, вызванных отказом от современной медицины, но не упоминает смерти, вызванные отказом от современных биотехнологий – хотя, по недавним оценкам, из-за страха перед теми же генно-модифицированными организмами в третьем мире уже погибли восемь миллионов детей, лишенных доступа к золотому рису и, следовательно, не получающих с пищей витамина А.

СПИДа нет.

В соответствии с подборкой Тима, именно отрицание ВИЧ и СПИДа оказывается наиболее опасной лженаучной идеей. На сайте описано 365 026 случаев гибели людей, отказавшихся от антиретровирусной терапии и быстро сгоревших от этого заболевания, хотя на современных препаратах с ВИЧ можно полноценно жить десятилетиями, а также заводить детей с очень небольшим риском передачи вируса во время беременности и родов.

Такое огромное число погибших в основном объясняется деятельностью одного-единственного активиста, Табо Мбеки, бывшего президента ЮАР. Политик отрицал связь между СПИДом и ВИЧ и резко затормозил внедрение программ лечения в своей стране. Это привело к преждевременной гибели 330 тысяч зараженных взрослых и к заражению 35 тысяч детей, чьи матери не получали адекватной медицинской поддержки во время беременности.
читать дальше

@темы: Люди, Социальное, Медицина, здоровье

В теорию эволюции не надо верить - ее надо знать/Обрушился жесткий вакуум
фантаста Кори Доктороу на "Forbidden research". Рэнд помог перевести кусочки.

Он начал разговор с того, что основной инструмент противодействия запретным исследованиям - это отрицание: проблема считается несуществующей или уже имеющей простое и тривиальное решение, а тех, кто считает иначе, затыкают. При этом в формулировке решений сидят зияющие логические дыры. Он привел в качестве примера проблемы прав на цифровой контент, как частный случай проблемы криптографии, в которой постановка задачи выглядит следующим образом : мы хотим создать такой криптографический алгоритм, который работает всегда идеально, кроме случая, когда он должен полностью отказать, но после этого случая он опять должен работать идеально. ( коммент от Рэнда: "Я ржал минуту!". :)

Кори Доктороу: "Когда вы (полицейские, на форуме по безопасности, где он был не так давно, после того, как из их баз неведомо куда утекли несколько миллионов записей о людях, которые подавались на допуски) должны рассказать государственным служащим всю темную информацию о себе и своих родственниках, и все эти секреты, за которые вас можно держать на крючке, а потом оказывается, что все это утекло к китайскому правительству, естественно, что вы внезапно становитесь очень заинтересованы в privacy!"

"Если вы действительно системно отстаиваете свои принципы, вас, скорее всего, назовут экстремистом; больше того, если вас ни разу не назовут экстремистом, вы, скорее всего, что-то делаете не так".

Еще говорил об интернете вещей, который обещает развиваться, но при нынешнем положении с цифровыми правами ваши вещи могут перестать работать и вообще вам принадлежать. Например, патроны для электрических лампочек могут отказаться совмещаться с "нелицензиоными" дешевыми лампочками. Или может отказать ваш высокотехнологичный протез. (Если протез или имплант откажутся работать на территории других стран, как проигрыватели с DRM, будет нехило так, правда? (это уже наш коммент))

Пример уже реально работающий: фирма выпускает комбайны для сельхозработ, оснащенные датчиками и анализаторами грунта. Но вам они эту информацию не выдают вообще, они ее сбрасывают компании-производителю, а затем компания-производитель вам эти данные отдельно продает!!

И да, про Pokemon Go. Кори указал на фрагмент их лицензионного соглашения, где сказано, что устанавливая их программное обеспечение, вы соглашаетесь с передачей всей своей доступной информации фирме - производителю игры (если я правильно поняла). На всех устройствах.

@темы: Люди, Техника, Социальное, Всякий хай-тек

В теорию эволюции не надо верить - ее надо знать/Обрушился жесткий вакуум
Конференция по "запретной науке" - нежелательным или игнорируемым направлениям исследований.
Среди названных - "противодействие законопослушности" от Эдварда Сноудена и фантаста Кори Доктороу; вмешательство в природу - генетика, климат; права и протесты, например, ислам и права женщин (очень скандальная и заминаемая тема!!);
может ли технология справиться с сексуальными отклонениями, насколько это этично и может помочь (напр, роботы в виде несовершеннолетних. допустимо ли, этично ли, осмысленно ли). И общая тема - "запреты на исследования", почему ученые не могут заниматься тем, чем хотят.

Естественно, это не все темы, которые есть, а то,ч то выбрали для обсуждения.

Была трансляция прямая, сейчас выложено как три видеоролика на сайте MIT Media: "Forbidden research". То есть, исследования не запрещены прямо или законодательно - но это сложные или скандальные темы, их заминают, игнорируют, не финансируют, не желая видеть объективных результатов по тем или иным причинам (например, у госструктур уже есть свое убеждение, что следует делать, и менять его не собираются, как в вопросе контроля за инфопространством, или проблема дикого прессинга женщин в исламе, на которую закрывают глаза из политкорректности и заигрываний с исламом или мусульманскими этническими анклавами).

Вот ссылка, так как пока выложено только у них на сайте.

www.media.mit.edu/video/


Если смогу, потом сделаю пересказ каких-то кусочков докладов.

@темы: Люди, Разное, Ссылки, Техника, Биология, Социальное, Медицина, здоровье

01:21

В теорию эволюции не надо верить - ее надо знать/Обрушился жесткий вакуум
«Родители мешают девочкам обрести уверенность в себе»
О том, почему родители по-прежнему считают, что сорвиголовой может быть только мальчик

«Все папы уговаривали сыновей залезть повыше: «Ты можешь!», «Какой ты молодец!» — частная история о том, почему девочке так трудно вырасти храброй.

В книге «Второй пол» Симоны де Бовуар есть зарисовка: мальчик забрался на дерево, а на него снизу вверх смотрит девочка. Прошло шестьдесят лет, казалось бы, все изменилось. Сегодня женщины бегают марафоны и занимаются боксом. Но если присмотреться, изменилось далеко не все.

Не так давно в NYU Department of Psychology провели эксперимент с одиннадцатимесячными младенцами. Им предлагалось на четвереньках спуститься с доски, наклон которой раз от раза менялся. Внизу был приз. Никакой разницы между девочками и мальчиками обнаружено не было: в среднем максимальный наклон, на который те и другие решались и с которым справлялись, был одинаковым.

Существенную разницу обнаружили в ожидании матерей. Те, у которых были сыновья, предполагали, что их дети справятся с гораздо более крутым наклоном, чем те, у которых были дочери.

Я подобным экспериментам не доверяю, но в данном случае результат похож на правду. Летом мы гуляли в парке со скалами, и так получилось, что там было несколько семей с мальчиками возраста нашей дочери Б. (три-четыре года).

Все папы вели себя одинаково: уговаривали сыновей залезть повыше, всячески их подбадривали («Ты можешь!», «Какой ты молодец!»). Пап или мам с дочерями — кроме нас с Б. — почему-то за подобным занятием не наблюдалось. Естественно, это был всего один день в одном парке, но, как мне кажется, картина была вполне типичная.

Вот еще один пример. Были как-то в гостях на дне рождения у четырехлетней подружки Б. Все приглашенные восторгались спортивным комплексом во дворе дома (турники, шведские стенки и т.д.). Родители именинницы сообщили: «Вообще-то мы все это устроили для младшего». Младший еще не научился ходить; его желания явно в учет не принимались, только его пол.

И это в университетском городе Мэдисоне: если феминизм где-то в Америке цветет, так это здесь.читать дальше

@темы: Люди, Психология, Социальное

11:50

В теорию эволюции не надо верить - ее надо знать/Обрушился жесткий вакуум
Как работает сила воли

Автор книг «Кто бы мог подумать! Как мозг заставляет нас делать глупости» и «В интернете кто-то неправ» Ася Казанцева рассказывает о важных научных исследованиях, которые меняют наше представление о силе воли.


Нейробиология и когнитивная психология с каждым годом все глубже вторгаются в те области, которые когда-то казались уделом священников и литераторов. Сегодня понятно — если где-то и можно найти ответ на вечные вопросы о том, кто виноват и что делать, то только в системе поиска по научным статьям, такой, как PubMed или Google Scholar.

Согласно данным ВОЗ, в третьем мире люди чаще всего умирают от пневмонии, ВИЧ, кишечных инфекций — их жизнь зависит от оснащенности ближайшей больницы. В развитых странах все по-другому: главные причины смерти — это ишемическая болезнь сердца, инсульт и рак легких. В десятку лидеров также входят хроническая обструктивная болезнь легких, колоректальный рак, диабет, гипертоническая болезнь. У всех этих опасностей есть одна общая черта. Житель развитой страны существенно приближает свою смерть, если у него плохо развита сила воли.

Разумеется, некурящий человек может заболеть раком легких, а рак толстой кишки поражает не только тех, кто игнорирует овощи и ест много жирного мяса. Но все же вероятность погибнуть во цвете лет больше у того, кто курит и хрустит чипсами за просмотром бесконечных сериалов, чем у спортивного трансгуманиста, фанатеющего от рыбы и морепродуктов.

Дети, обреченные на успех

Мало того что сила воли — это вопрос выживания. Волевые люди в среднем более благополучны. Вы наверняка слышали про стэнфордский эксперимент с маршмеллоу, он же зефирный тест. Если нет, на Youtube можно легко найти его современную экранизацию — ролик the marshmallow test. В оригинальном эксперименте, в конце 1960-х и начале 1970-х, доктор психологии Уолтер Мишел и его коллеги давали детям-дошкольникам маршмеллоу и обещали принести еще кусочек, если они смогут не съесть первый, пока экспериментатор не вернется. Дети ужасно страдали, изо всех сил отворачивались от зефира, потом все же кидались к нему, потом опять отворачивались — в общем, вели себя так же, как мы, когда ходим кругами вокруг телефона в ожидании смс от нового возлюбленного или вокруг пачки сигарет во время очередной попытки бросить курить. В итоге, конечно, выяснилось, что те героические дети, которым все же удалось дождаться второго кусочка маршмеллоу, лучше учились в школе и вообще обладали хорошими способностями к концентрации и самоконтролю на протяжении всей жизни.
читать дальше

@темы: Люди, Психология, Биология

23:56

В теорию эволюции не надо верить - ее надо знать/Обрушился жесткий вакуум
Эмоциональная работа: что это такое и как ее делать.

medium.com/@greenochre/emotional-labour-790b78e...
Автор текста: Мири
Перевод: Дарья Андреева, Петр Танатаров.

Давным-давно я прочла вот этот замечательный текст о том, что могут делать мужчины на практике, чтобы поддержать феминизм. Практически каждый пункт в списке перекликался с моим опытом, а сильнее всего — вот этот:

2. Делайте 50% (или больше) эмоциональной работы в ваших личных отношениях и дружбе.
Осознавайте, что на женщин возлагается непропорциональная ответственность за эмоциональный труд, и эта ответственность отнимает у них силы и время для занятий, которые приносят им удовлетворение.

Поскольку это был просто список, в нем больше ничего не было на эту важную тему. Когда я расшарила эту статью и стала обсуждать ее с другими людьми, в частности мужчинами, я поняла, что многие мужчины просто не знают, что значит «эмоциональная работа». Это, я думаю, само по себе часть проблемы.

Я все собиралась написать текст, чтобы объяснить это понятие, но за разными делами забывала. Потом я прочла вот этот прекрасный текст:

Нам постоянно твердят, что у женщин лучше развита интуиция, эмпатия, что они от рождения больше склонны и способны поддерживать и помогать советом. Как удобно, что это представление дает мужчинам оправдание для эмоциональной лени. Как удобно, что оно представляет работу с чувствами как «внутреннюю необходимость, призвание, предположительно происходящее из глубин женской натуры».

Этот текст породил отличный тред на Metafilter, в котором люди обсуждали свой опыт, связанный с эмоциональной работой, а он, в свою очередь, привел к другому треду с вопросом, который я, собственно, и хотела обсудить с самого начала: что такое эмоциональная работа и как узнать, что вы честно делаете свою часть?
читать дальше

@темы: Люди, Разное, Психология, Медицина, здоровье, Уже не новости

19:17

В теорию эволюции не надо верить - ее надо знать/Обрушился жесткий вакуум
Дениализм как отрицание научных фактов


Курение не увеличивает риск заболевания раком. Если климат изменяется, то не из-за того, что человеческая деятельность увеличивает концентрацию CO2 в атмосфере. ВИЧ не вызывает СПИД. Прививки не спасают людей. ГМО небезопасны для людей. Ученые опровергли Дарвина. Американцы никогда не были на Луне.

Все перечисленные утверждения не имеют ничего общего с действительностью, однако являются чуть ли не достоянием общественности — не в последнюю очередь из-за средств массовой информации, которые не заинтересованы в том, чтобы снабжать людей достоверными сведениями. Хуже, когда у политиков отключается критическое мышление, и они принимают важные решения, основанные на их неоправданной вере в ерунду.

Табо Мбеки, экс-президент ЮАР, агрессивно отрицал вирусную природу СПИДа и увольнял с работы несогласных с его точкой зрения. Манто Чабалала-Мсиманг, министр здравоохранения ЮАР, препятствовала использованию антиретровирусных препаратов, а также выступала за традиционную знахарскую медицину. Благодаря их усилиям, тысячи ВИЧ-положительных матерей не получили необходимую терапию и передали вирус своим детям. Не лучше обстоят дела и в других областях науки. Теория эволюции принята научной общественностью на основе палеонтологических, генетических, эмбриологических, биогеографических и других доказательств, но примерно 40% россиян уверены в божественном происхождении человека. В США хотя Верховный Суд и лишил креационизм права называться научной дисциплиной, во многих школах продолжают "щадить" чувства верующих. Учителя объясняют детям, что кроме эволюционной теории существуют и другие точки зрения на происхождение и развитие жизни, и что религиозные взгляды стоят наравне с научными.

Минуло много времени с тех пор, как ведущие медицинские организации мира пришли к выводу о негативных последствиях курения для здоровья, однако даже при всех фактах находятся те, кто отрицает опасность пассивного курения. Немалая ответственность лежит на табачных компаниях, которые упорно пытались отвлечь внимание людей с истинных причин болезней, связанных с курением, на стрессы или домашних животных. Доклады Межправительственной панели по изменению климата также подвергаются нападкам со стороны апологетов нефтяного бизнеса.

У всех этих примеров есть одна общая особенность. Когда среди большинства ученых существует консенсус, основанный на доказательствах, слышны громкие голоса тех, кто публично его отрицает, закрывает глаза на аргументы или апеллирует к отдельным людям, как к авторитетам в последней инстанции. Тут можно провести параллель с отрицанием холокоста при наличии неоспоримых доказательств массового уничтожения евреев нацистами. Все вышеописаное относится к так называемому дениализму (от англ. deny —- отрицать).
читать дальше

bioskeptic.livejournal.com/8641.html

@темы: Люди, Психология, Социальное

16:34

В теорию эволюции не надо верить - ее надо знать/Обрушился жесткий вакуум
04.04.2016 в 22:48
Пишет  Шано:

Оригинал взят у в Бронзовый век: мосты и побоища
Оригинал взят у в Бронзовый век: мосты и побоища
Опять история.

Тут пару дней назад очень интересная статья появилась: Slaughter at the bridge: Uncovering a colossal Bronze Age battle , то есть «Побоище на мосту: открытие колоссальной битвы бронзового века».
О-очень интересная.


ВОИНЫ.png


Статья на английском, но, к счастью, на следующий день перевод появился:
Битва у переправы: обнаружено место грандиозного сражения бронзового века .

Перевод куцый, конечно. Они там, в Вестях, наверное, думают, что мы тупее англоязычных?

Но ничего – переводчик Гугл уже неплохо справляется, правда, я бы на его месте слово «slaughter» в данном контексте всё же не как «убой» перевёл, а как «побоище».
В общем, часть придётся и в собственном переводе цитировать.

Ну и на ИноСМИ есть ещё перевод статьи из Frankfurter Allgemeine Zeitung:

Археология: побоище Бронзового века

Тоже можно почитать.

Новость, между прочим, фантастическая – историки от открытия тоже, скажем так, в шоке.


читать дальше




URL записи

@темы: История, Люди, Ссылки, Социальное

17:29

В теорию эволюции не надо верить - ее надо знать/Обрушился жесткий вакуум
"— Я вам расскажу парадоксальный пример. Однажды я ездил в деревню, где познакомился с сельским батюшкой. Подарил ему свою книжку «Мифы об эволюции человека», он её совершенно адекватно воспринял. А учительница физики в этой деревне — креацианист-младоземелец. Она говорит школьникам, что нашей Земле шесть тысяч лет. Батюшка пытался вправить ей мозги, и ему не удалось.

— Почему же научное сообщество не бьёт тревогу?

— Оно бьёт тревогу. Но всем плевать. Учёные не знают своих прав, их любой может обидеть. В том числе журналисты. Сначала они берут комментарий, потом извращают его смысл, вставляют его в лженаучную передачу, и никто ни за что не отвечает. А тех, кто занимается решением подобных вопросов на государственном уровне, мало интересуют научные факты. Им важна национальная идея, чтобы люди служили в армии, платили налоги, не уезжали из страны. И здесь на помощь приходит религия. Государство поддерживает церковь, церковь поддерживает государство. Она влияет на электорат, а наука — нет. Поэтому теорией эволюции можно смело пожертвовать. И противостоять этому могут только учёные и энтузиасты, которые считают, что людям надо знать о своих реальных корнях, а не жить в иллюзорном мире. "
vk.com/feed?w=page-34689126_52334456

@темы: Люди, Ссылки, Эволюционная биология

В теорию эволюции не надо верить - ее надо знать/Обрушился жесткий вакуум
Эта статья — антидот для новостей. Она длинная, поэтому возможно у вас не получится прочитать ее быстро. Из-за массового потребления новостей мы утратили способность читать более четырех страниц за раз. Эта статья покажет, как вырваться из ловушки под названием «новости», если вы еще не увязли слишком глубоко.

Новости для ума подобны сахару для тела

Мы так хорошо информированы, но при этом знаем так мало. Почему? Потому что 200 лет назад мы придумали ядовитую форму знаний — «новости». Пришло время выявить губительные эффекты от новостей и предпринять меры, чтобы оградить себя от опасности.
По своей сути мы — пещерные люди в костюмах и платьях. Наши мозги оптимизированы для охоты и собирательства, проживания в небольших группах от 25 до 100 человек, выживания в условиях ограниченного количества еды и информации. Сегодня наши мозги и тела живут в мире, к которому они совершенно не приспособлены. Это приводит к огромным рискам и опасному поведению.

За последние десятилетия наиболее удачливые из нас осознали опасность жизни в условиях избытка пищи (ожирение, диабет) и начали менять свои диеты. Но большинство даже не представляет, что новости для мозга — это как сахар для нашего тела. Новости легко поглощать. Нас кормят небольшими кусочками простой информации, которая не касается нашей жизни и которая не требует умственных усилий. Поэтому мы почти не испытываем насыщения. В отличие от чтения книг и длинных статей, которые требуют умственных усилий, мы можем поглощать бесконечное количество ярких новостей. Таких же ярких, как маленькие конфетки для нашего мозга.

Сегодня мы достигли точки перегрузки информацией так же, как мы дошли до точки перегрузки едой 20 лет назад. Мы начинаем понимать, что новости могут быть токсичны. И делаем первые шаги к информационной диете.

Это моя попытка прояснить опасности, исходящие от новостей, и порекомендовать пути борьбы с этими опасностями. Я уже год живу без новостей, поэтому могу видеть и описывать результаты этой свободы: меньше отвлечения, больше времени, меньше нервов, глубже мысли, больше открытий. Это нелегко, но это того стоит.
Далее приводятся причины, по которым стоит отказаться от новостей.

Причина №1: новости систематически вводят нас в заблуждение

Новости не дают никакого реального представления о мире. Наш мозг обращает внимание в первую очередь на визуальную, масштабную, сенсационную, скандальную, громкую информацию в виде историй. И мозг, в силу своей ограниченности, не очень-то замечает длинные, абстрактные, медленные и сложные куски знаний.
еще 12 причин

@темы: Люди, Психология

10:44

В теорию эволюции не надо верить - ее надо знать/Обрушился жесткий вакуум
Разбор лекции креациониста.

Все откровения разбиты на абзацы и откомментированы со ссылками на источники (в основном научно-популярные ресурсы).
shilo-namylin.livejournal.com/184755.html

По ссылке трехчастный разбор.

@темы: Люди, Разное, Ссылки, Социальное

23:38

В теорию эволюции не надо верить - ее надо знать/Обрушился жесткий вакуум
Почему многие люди так не любят прогресс, который сделал им мало плохого и много хорошего?


Мы поведаем о самых популярных антипрогрессистских страхах и ошибках сознания, с ними связанных.

Пока часть человечества весело несется по пути развития, строя адронные коллайдеры, летая на Марс, изобретая новые сорта редиски и рисуя новые серии «Май литтл пони», другая часть, покраснев от напряжения, цеп­ляется за фалды первой, чтобы та остановилась, подумала, взвесила риски и легла в тенек отдохнуть. К чести человечества отметим, что первая часть несколько больше. И уж точно влиятельнее. (Правда, это деление не совсем верное. Один и тот же человек может быть яростным сторонником прогресса в одной из областей и столь же яростным консерватором — в другой.)

В результате мы живем во вполне шизофреническом, или, выражаясь научно, дуалистическом, мире, который ликует при каждом новом научном или техническом прорыве, одновременно посыпая власы пеплом и пророча беды великие на наши самонадеянные головы.

В этой статье мы не будем спорить на тему опасностей прогресса. Просто примем как должное тот факт, что благодаря прогрессу мы больше не живем в пещерах, не едим своих детей и родителей в голодные годы и не ездим на работу, запрягши корову.

Нас гораздо больше интересует то обстоятельство, почему такое огромное количество людей, вместо того чтобы ставить в церквях свечки божествам научно-технической революции, бесконечно ноют про ученых-вредителей, бизнесменов-преступников и политиков-предателей и искреннее опасаются за свою жизнь и здоровье, живя в самой безопасной и благополучной эпохе за всю историю человечества.

Какие ошибки сознания заставляют их с таким ужасом вглядываться в лицо современной цивилизации? Как выяснилось, таких ошибок насчитывается четыре, и все они так или иначе участвуют во всех алармистских страхах. Но мы постарались выделить наиболее значимую для каждого из нескольких самых ярких примеров антипрогрессизма.

Антипрививочники

Антивакцинаторское движение — это не новомодное увлечение, оно существует примерно столько же, сколько существуют сами прививки. Но если вначале антипрививочники принадлежали к самой темной и малообразованной части населения, то теперь отказываются прививаться сами и прививать своих детей в основном представители относительно среднего класса со средним же уровнем образования.

По данным ВОЗ, уровень отказа от прививок остается примерно одним и тем же: 8–10% популяции. Но в отдельные годы этот процент резко возрастает в связи с какими-либо «прививочными» скандалами, освещаемыми в прессе и обществе. А падение этого процента до стандартного уровня, увы, происходит после того, как наступают последствия, а наступают они быстро.

Самый показательный пример — это, конечно, стокгольмский случай. К середине XIX века Швеция стала одной из первых стран, почти победивших оспу благодаря тотальной вакцинации. И вот шведы, уже несколько десятилетий фактически не сталкивавшиеся с этой чудовищной болезнью, задались вопросом: а зачем в наших детей вообще втыкают эти отвратительные железки? Мысль была подхвачена газетами, журналисты размышляли о пользе и вреде прививок, и читающая публика (прежде всего образованные жители Стокгольма) стала массово отказываться от вакцинации. Практически половина детей и молодежи осталась без прививок, и в 1873 году в Стокгольм пожаловала эпидемия оспы.

Похоронив несколько десятков тысяч детей, шведы надолго исключили вопрос о сомнительной пользе прививок из повестки дня. По похожим, хотя, к счастью, менее трагичным сценариям проходили и шумные антипрививочные кампании XX века. На них ставили точку коклюш в Великобритании (середина 1980-х), корь в Ирландии (2000) и дифтерит в России (1990–1999). Кстати, в последнем случае число жертв достигло нескольких тысяч человек.

Последней победой антивакцинаторов, бесспорно, можно считать появление уже исчезнувшего было полиомиелита в Нигерии, Афганистане и Пакистане, где антивакцинаторы объявили прививки хитроумным замыслом неверных для истребления истинных мусульман.

Оставим в стороне правоверных с их сложным мировосприятием и поинтересуемся: а что заставляет московскую или, скажем, питерскую современную мать, нередко имеющую высшее образование, гордо отказываться от прививок? Ведь она-то уж могла бы знать, что ее предшественницы в истории теряли минимум половину детей из-за болезней, от которых мы избавились благодаря прививкам?
читать дальше

@темы: Люди, Разное, Психология, Химия, Биология, Медицина, здоровье

22:37

В теорию эволюции не надо верить - ее надо знать/Обрушился жесткий вакуум
Группа ученых во главе с Дэниэлом Макферлендом (Daniel McFarland) из Стэнфордской высшей педагогической школы (Stanford Graduate school of education) провела социологическое исследование школьной жизни, и выяснила, что чем больше свободы выбора есть у учеников, и чем слабее акцент на академической составляющей жизни школы, с тем большей вероятностью среди учеников будут возникать группировки и наблюдаться сегрегация. результаты исследования опубликованы в журнале American Sociological Review.

Они проанализировали две обширных базы данных, содержащих сведения о дружеских отношениях на уровне класса и школы, и сделали выводы о том, какие типы школ больше способствуют формированию социальной иерархии и сегрегации, основанной на том или ином принципе (раса, пол, возраст и т.д.). Выводы оказались довольно неожиданными. Оказалось, что чем больше возможностей для выбора занятий или даже мест в классе предоставляет школа, то тем больше шанс, что ученики, выбирая друзей, будут руководствоваться привнесенными извне предпочтениями, формируя таким образом предпосылки для сегрегации части одноклассников. Если же в школе существует жесткая структура, определяющая занятия, то дети чаще оказываются в контакте не с теми, с кем они хотят общаться, а с теми, кого им предлагает школа.

Дэниэл Макфарленд, преподающий в Стэнфордской школе организационный анализ, подчеркнул, что не стал бы торопиться с выводом о необходимости суровой дисциплины и закрытости школ. Из того же исследования видно, например, что в школах, где больший акцент делается на академических занятиях и де учителя активно вовлечены в жизнь школы, ученические группировки возникают реже. Очевидно, позитивное отношение к самому процессу образования в какой-то мере препятствует перенесению из внешнего мира в школу представлений, способствующих сегрегации. В маленьких школах также меньше возможностей для создания группировок, по объективным причинам. С другой стороны, маленькие элитарные школы сами по себе уже являются сегрегированными группами.

Ясно, что исследования следует продолжать. По словам Макферленда, следующей целью ученых будет выяснение вопроса о том, какие социальные объединения и социальные роли лучше готовят подростков к переходу во взрослую жизнь — что будет включать ответ на вопрос, какая именно взрослая жизнь имеется в виду.
scientificrussia.ru/articles/socialnaja-ierarhi...

@темы: Люди, Социальное, Уже не новости

17:18

В теорию эволюции не надо верить - ее надо знать/Обрушился жесткий вакуум
"Развивающее влияние программы по математике В.В. Давыдова было выявлено нами в процессе участия в эксперименте, проводившимся в одной из общеобразовательных школ Санкт-Петербурга в середине 90-х годов прошлого века. В 1992 году все дети, поступающие в школу, прошли педагогическое и психологическое собеседование, на основании которого наиболее развитые и подготовленные к школе были зачислены в 1-«А» класс. Эти дети статистически достоверно превосходили в интеллектуальном развитии учащихся остальных первых классов. Во всех классах использовалась стандартная общеобразовательная программа, и только в «Б» классе учительница преподавала математику по учебникам В.В. Давыдова.
Учительница «А» класса, пройдя специальную переподготовку в АППО, применяла новейшие педагогические технологии, программа была дополнена факультативными уроками английского языка и культурно-эстетическим экскурсионным обслуживанием, а родители принимали активное участие в образовательном процессе. Я проводила психологические обследования и консультировала педагогов и администрацию школы по проблемам эксперимента, результат которого оказался несколько неожиданным для его организаторов из АППО.
Учащиеся «Б» класса значительно обогнали в интеллектуальном развитии своих одногодков не только из «В» и «Г» классов, но и из «А» класса, успешно окончили школу и поступили в вузы, хотя в 1-ом классе уровень их развития был ниже среднего и намного ниже, чем у ребят из 1-«А» класса. Из «А» класса только некоторые ребята смогли поступить в вузы, несмотря на то, что они при поступлении в школу значительно превосходили по развитию ребят из «Б» класса и все 10 лет с ними проводили дополнительную развивающую работу. Большинство подростков «В» и «Г» классов не смогли получить даже среднего образования, хотя при поступлении в школу они были не хуже ребят из «Б» класса [17, с163-165].
Вся моя почти тридцатилетняя исследовательская и практическая работа в школах убедила меня в правоте Л.С. Выготского и В.В. Давыдова: не ставшие уже традиционными психологические занятия и игры, а изучение наук формирует понятийное мышление, создает мощный потенциал интеллектуального и личностного развития. В современном образовании есть программы, которые способствуют формированию понятийного мышления учащихся, и есть программы, которые блокируют этот процесс, закрепляя примитивные формы обработки информации, что в дальнейшем ограничивает возможности ее усвоения [16]. Мои многолетние исследования показали, что развитое понятийное мышление качественно меняет всю дальнейшую жизнь ребенка, в том числе, и характер прохождения подросткового кризиса [13, 17, 18, 26, 27, 30]. Понятийное мышление способствует развитию социального интеллекта, толерантности, формирует адекватную самооценку и позитивные коммуникативные установки, оптимизируя сферу общения [19, 29]. Оно же стимулирует развитие различных способностей (лингвистических, математических и пр.), в результате чего снимается эмоциональное напряжение в процессе учебы, формируются уверенность в своих силах и учебная мотивация [15, 24]. Понятийное мышление дает скачок в развитии креативности, способствует формированию позитивных жизненных ценностей, правового и гражданского сознания [14, 22, 23, 30].

Какова реакция на школьные проблемы нашей академической педагогики? Реформаторы образования выбрали наиболее простой способ решения проблемы неуспеваемости – отказ от изучения наук в начальной и средней школе."

Ясюкова Л.А. Реформирование образования: цели и проблемы // Школьные технологии. – 2011. - № 5. С. 7-19. (фрагмент)

www.babyblog.ru/user/_mommy_/3052375

@темы: Люди, Ссылки, Психология, Социальное, Уже не новости

20:41

В теорию эволюции не надо верить - ее надо знать/Обрушился жесткий вакуум
Быстрое расселение человека по миру объяснили недоверием

Человек заселил всю планету не потому, что был «суперуспешным» видом, а потому, что боялся мести и не доверял бывшим друзьям, считает археолог из Йоркского университета.

На протяжении сотен тысячелетий причинами передвижений людей каменного века были природные или демографические факторы. Похолодание или потепление, рост численности населения – вот что приводило огромные массы людей в движение. Эти процессы не были быстрыми, и поэтому расселение первых людей по миру было медленным. Однако около 100 тысяч лет назад происходит что-то такое, что резко убыстряет этот процесс и расширяет географию миграций. Что же это было?


Доктор Пенни Спайкинс (Penny Spikins) из отдела археологии Йоркского университета (Великобритания) считает, что ни демографические, ни природные факторы не могут объяснить масштаб и скорость миграций, которые происходили около 100 тысяч лет назад и после этого. Она отмечает, что людей не останавливали ни опасности на пути, ни природные барьеры. Человек заселяет холодные пространства Северной Европы, пересекает большие реки, пустыни, тундру и джунгли, переплывает моря (например, чтобы попасть в Австралию или на острова Тихого океана). Почему? Что заставляло людей преодолевать все препятствия и идти, неведомо куда?

Пенни Спайкинс считает, что знает ответ на этот вопрос. В статье, недавно опубликованной в журнале Open Quaternary, она выдвигает предположение: людьми двигало недоверие друг к другу и страх предательства. Она пишет, что к описываемому времени обязательства людей по отношению друг к другу становятся всё более важными для выживания. Рост важности этого фактора в человеческих отношениях не мог не привести и к обратному процессу – увеличению людей, не соблюдающих обязательства. Конечно, люди, заинтересованные в своём выживании, должны были осуждать и наказывать «отступников». Те, в свою очередь, могли мстить. Может быть, недоверие к бывшим друзьям, боязнь мести с их стороны и двигало людьми? Возможно, именно из-за недоверия и мести люди старались уйти от своих обидчиков как можно дальше, пересекая огромные пространства и преодолевая сложности, полагает археолог.

«Обозлённый бывший друг, товарищ или группа таких людей с отравленными стрелами были хорошей мотивацией для того, чтобы уйти и преодолеть все опасности», – говорит Пенни Спайкинс. Она отмечает, что расселение человека по всему миру часто рассматривается как признак успеха нашего вида. Между тем за массовыми миграциями может стоять и другая, «тёмная сторона» человеческой натуры.

В своей работе исследователь активно использует ссылки на этнографические исследования, но нужно учитывать, что напрямую переносить эти аналогии в столь отдалённую древность нельзя. Мы с трудом представляем себе, что происходило в головах у людей каменного века, плохо понимаем, какое у них было мировоззрение, что они чувствовали и переживали. Сведения о современных традиционных обществах, конечно, позволяют нам пытаться проникнуть в эту область, но такие попытки всегда будут оставаться гипотетическими, доказать их истинность очень сложно, если вообще возможно.

В последнее время появилось несколько исследований, авторы которых утверждают, что расселение человека современного вида (Homo sapiens) произошло несколько раньше, чем считалось ранее. Так, опираясь на генетические и антропологические анализы, международная группа учёных под руководством профессора Катерины Харвати (Katerina Harvati) из Тюбингенского университета (Германия) сообщила, что «исход» людей из Африки произошёл около 130 тысяч лет назад. Причём сначала они двинулись через Аравийский полуостров к Австралии и западной части Тихого океана. Намного позже, около 50 тысяч лет назад, другая группа людей покинула Африку и направилась в Северную Евразию.

В пользу более раннего «исхода» выступили и исследователи Кристофер Бэй (Christopher Bae), палеонтрополог из Гавайского университета в Маноа, и Вэй Ван (Wei Wang) из Музея народностей Гуанси в Наньнине. Они опирались на новые находки: в пещерной стоянке на юге Китая нашли два зуба, которые датируются промежутком времени между 70 и 126 тысячами лет назад.

Картину дополняют и работы из других регионов. В частности, результаты восьмилетних раскопок в Джебель-Фая (Jebel Faya, Объединённые Арабские Эмираты), которые проводил Ханс-Петер Ирпман (Hans-Peter Uerpmann) из Тюбингенского университета (Германия). Археологи проанализировали каменные орудия, найденные в Джебель-Фая, и пришли к выводу, что технология изготовления сближает их с находками, происходящими с территории Восточной Африки. При этом артефакты из ОАЭ сильно отличались от орудий, сделанных севернее, в Леванте и горах Ирана. Эти обстоятельства позволили исследователям предположить, что люди могли появиться на Аравийском полуострове уже 125 тысяч лет назад.

Впрочем, таких находок пока немного, и большинство исследователей придерживается традиционной, устоявшейся точки зрения.

По материалам Phys.org

Автор: Егор Антонов

Источник: nkj.ru


Подробнее см.: www.nkj.ru/news/27654/ (Наука и жизнь, Быстрое расселение человека по миру объяснили недоверием)

@темы: История, Люди, Социальное, Уже не новости