Палеоэнтомологические исследования причин пермо-триасового вымирания

Кирилл Еськов

Люди любят слушать про катастрофы, тем более что почва сейчас так хорошо подготовлена голливудскими фильмами-катастрофами. Поэтому, когда люди смотрят на историю развития жизни на планете, их, конечно, привлекают моменты самых резких смен, которые обычно связываются с вымираниями.

Великих вымираний насчитывают несколько штук. Среди широкой публики, конечно, самым популярным является последнее крупное вымирание — на границе мела и кайнозоя, верхнемеловое вымирание, когда вымерли динозавры, любимцы публики. В действительности самым крупным, величайшим считается вымирание, которое отделяет не мезозой от кайнозоя, а палеозой от мезозоя, то есть пермо-триасовое вымирание. Это вымирание на границе перми и триаса. «Википедия» вам объясняет, что это период величайшей экологической катастрофы за время существования планеты, что вымерло 90% с небольшим морской фауны и так далее.

Англичанин Бентон, один из палеонтологов-специалистов по этому периоду, в 2003 году опубликовал монографию. Это была большая коллективная работа. Монография была названа не вполне академично: «Когда жизнь на Земле почти умерла».

Через некоторое время Александр Павлович Расницын, наш ведущий палеоэнтомолог, опубликовал в журнале «Природа» встречную статью, тоже на основе изучения этого периода, с полемическим названием, явно адресуясь к монографии Бентона, «Когда жизнь на Земле и не думала умирать».

В общем и целом вымирания, конечно, привлекают всеобщее внимание, и вопрос надо изучать всесторонне. Мне хотелось бы рассказать, какой вклад сейчас внесли в это дело наши палеоэнтомологи, которые интенсивно занимались этим в течение десяти последних лет. Полученные результаты оказались весьма убедительными и очень нетривиальными. Об этом мы и поговорим.

Во-первых, почему насекомые? Вообще говоря, насекомых в несколько раз больше, чем всех остальных животных на планете. Такое соотношение было всегда. Это сейчас понятно. Большая часть предыдущих заключений обо всех вымираниях строилась на том, как ведут себя морские фауны. Знаменитые кривые Раупа — Сипковски, с которых все начиналось, в основном построены на морских фаунах. Данные по сменам континентальной биоты привлекались только от случая к случаю, что очевидным образом не вполне правильно, потому что большая часть биоразнообразия сосредоточена как раз на континентах, а вовсе не в море.
В море удобнее искать. Там есть непрерывные разрезы, можно четче отслеживать последовательность фаун, в то время как на континенте мы имеем дело с изолированной мозаикой, то есть с континентальными фаунами работать в принципе гораздо сложнее. Но если уж вы нашли некоторые способы, то они дадут другую картину. Интересно, насколько другой будет эта картина.

Насекомые очень разнообразны. Это самая представительная группа. Исторически сложилось, что у нас в стране очень сильная палеоэнтомологическая школа. Важно и то, какой из стран достались какие отложения. И как раз в нашей стране оказалась очень хорошая последовательность континентальных отложений, близких к соответствующей границе.читать дальше

postnauka.ru/video/60775