betrunkenfee.livejournal.com/56624.html

Человек в депрессии. Инструкция для него и его близких.

Фрагмент:

Пятое, мне подсказывает спецагент с той стороны, Катерина,
Человек в депрессии может очень бодро врать, что он рад и счастлив. Если он боится быть слабым, навязчивым, неудобным и неприятным, не может позволить себе жаловаться и просить о помощи. Если вокруг от него требуют, чтобы он был бодр и весел, и гнобят за нахмуренный и усталый вид.
Я помню, как бодро вопила в телефон, что нет-нет, мне весело, писала смс с кучей смайликов, шутила и смеялась на дружеской тусовке. А внутри был ад. И, приходя домой, я падала лицом вниз, если повезет, то на кровать, и рыдала полночи.
Я не знаю, что с этим можно сделать, если вы не живете вместе. Может быть, поможет готовность принимать близкого человека любым, в слезах и в печали, с проблемами и приступами хандры. И как можно чаще говорить: «Ты мне дорог. Я хочу, чтобы ты был счастлив. Ты можешь доверить мне свои тяжелые мысли. Я тебя не оставлю. Я тебе помогу, если надо». И быть действительно готовым подставить плечо и подать руку.


Шестое, неочевидное
А это бывает сложно. Потому что «паранойя — лучший друг панической атаки» ©Катерина.
Паранойя - это не только про пришельцев и ФСБ (потом отдельно и развернуто напишу). В трех словах: вокруг все враги. Мама, папа, учительница, водитель такси, медсестра, продавщица пива, любовник, кошка, плюшевый медведь. Они меня не любят, презирают, высмеивают, стремятся унизить и уничтожить. Даже если помогают, заботятся, утешают, то в глубине души все равно...
Доводы разума не помогают. Я все и всех слышала иначе, придумывала за окружающих тайные смыслы простых слов, находила фальшь и сарказм даже в обычном «Доброе утро!»
Это конкретное когнитивное нарушение, как в случае с чувством вины. И даже если вы будете рядом, кормить с ложечки и вытирать слезки полгода без перерыва, все равно вы будете для человека опасны. Все равно вы хотите, чтобы его не было, Все равно вам нельзя верить. Верить вообще можно только обвинениям и ругани.
Такое восприятие реальности может вас очень деморализовать и даже обидеть. Но срываться нельзя, иначе вы только докажете, что и правда желаете зла.
Это очень сложно.


Седьмое, терминология
Вот такая еще штука — ангедония при дисфории (а дисфория это антоним к эйфории). Когда еда только способ получения энергии, секс исключительно на автомате «для галочки», а спать вообще ужасно, потому что назавтра же просыпаться сюда же! В эту вот реальность, где есть болезнь. Бессонница, впрочем, тоже радости не доставляет.
В особо тяжелых случаях, я была настолько «закрыта» для ощущения радости и комфорта, что могла лежать на дощатом полу, есть неважно что, без вкуса и без запаха, не мыть голову неделю, хотя и чешется. То есть не просто не стремиться получать удовольствие от жизни, а не видеть разницы между хорошим и плохим.
В дополнение, чтобы совсем нескучно было, есть отсутствие побуждающего начала и силы воли в придачу, двигательная заторможенность, высокая утомляемость, упадок сил. Когда даже может и хочется что-то, но начать делать никак не получается. Человек устает даже от того, что моргает и дышит (погуглите теорию ложек, там очень ясно написано, хоть и про обычные, физические болезни). Ну никак. Вместе с дисфорией и ангедонией они и составляют депрессивную триаду — ядро болезни.
В общем, плохо все.