Записи с темой: КнИгИ (6)
14:20

В теорию эволюции не надо верить - ее надо знать/Обрушился жесткий вакуум
«Нашим предкам много раз просто повезло»
О зарождении жизни на Земле, внеземном разуме и лженауке

Екатерина Мищенко 28.07.2016, 08:35
www.gazeta.ru/science/2016/07/27_a_9713957.shtm...

О самозарождении мышей из ила, любви к котикам и нелюбви к обезьянкам, азотной жизни в ядрах газовых гигантов, властолюбивых РНК, «завихрениях в голове» и нашем космическом (в прямом и переносном смысле) везении — в интервью «Газеты.Ru» с Михаилом Никитиным, дебютная книга которого «Происхождение жизни: от туманности до клетки», вышедшая недавно в издательской серии Primus фонда «Эволюция», вошла в лонг-лист премии «Просветитель» 2016 года.


— Расскажите об истории идей происхождения жизни. Как они развивались со временем?

— В древности были два основных варианта. Первый — что тот или иной бог эту жизнь однажды сотворил и с тех пор живые организмы размножаются и производят себе подобных. Второй — идеи, связанные с философией и наблюдением, характерные для древних греков. Например, что жизнь возникает постоянно на наших глазах (Аристотель писал про самозарождение мышей из речного ила при разливах Нила в Египте). Другие философы утверждали, что вопрос о происхождении жизни ставить нельзя, ведь жизнь, Земля и Солнце существуют вечно и начала у них никогда не было.


Так было примерно до Нового времени, когда первые ученые стали экспериментировать с самозарождением мух в гниющем мясе, мышей в грязной одежде с зерном и показали, что в наше время самозарождения жизни не происходит — если кувшин накрыть марлей, мухи туда попасть не могут, и никакие червячки в мясе не заводятся.

К XIX веку первыми научными экспериментами, как ни парадоксально, укрепилась идея религиозная, что жизнь сотворена Богом, и это было сделано один раз.

Окончательно это закрепил Луи Пастер, показавший, что даже микробы не зарождаются сами в запаянной колбе с прокипяченным бульоном.

— А что было потом?
читать дальше

@темы: Книги, Люди, Физика, Химия, Социальное, Астрономия, Эволюционная биология

00:26

В теорию эволюции не надо верить - ее надо знать/Обрушился жесткий вакуум
Джессика Снайдер-Сакс, "Микробы хорошие и плохие".

Книгу Джессики Сакс можно было бы назвать «Охотники за микробами 2» — вслед за великой книгой Поля де Крюи. Если первая книга «Охотники за микробами» рассказывает о микроорганизмах как о наших невидимых врагах и об истории победы человечества над ними, то книга Сакс является ее зеркальным отражением. Вторая половина XIX века и первая XX века — время торжества человечества над их злейшими врагами — патогенными микроорганизмами: наконец-то побеждены эпидемии, антибиотики спасают жизни тысяч людей. Но в ХХI веке выясняется, что победа наша неабсолютна. Человек наступает, находит все новые антибиотики, но и микробы не сдаются, вырабатывая механизмы устойчивости, и победителя в этой гонке вооружений нет. Более того, и враги-то оказываются не совсем врагами, за исключением, конечно, самых страшных возбудителей опасных инфекций.

В современном, помешанном на чистоте и гигиене мире резко сокращается разнообразие микробов, с которыми взаимодействует человек, иммунная система, сложившаяся за много тысячелетий, бунтует, возникают аллергии и аутоиммунные заболевания. Главный вывод книги: микробиом человека — несметное количество разнообразных микробов, живущих внутри нашего тела и на нем, — неслучаен по составу и играет огромную роль в жизнедеятельности хозяина. Все это иллюстрируется огромным количеством примеров и читается как роман.

Вот, например, история о том, как в Германии искали причины сенной лихорадки — аллергии на пыльцу растений. В городах она была гораздо более распространена, чем в сельской местности, а ведь теоретически сельские жители должны были бы гораздо в большей степени подвергаться воздействию пыльцы. Решили, что дело в воздухе, который в городах гораздо более загрязненный по сравнению с деревней. Когда пала Берлинская стена и исследования с территории Западной Германии распространились на бывшую Восточную, думали, что предположение о роли грязного воздуха подтвердится и что на востоке, где он был несравнимо грязнее, страдающих аллергией будет гораздо больше. Но не тут-то было, все оказалось совсем наоборот: в Восточной Германии аллергиков было существенно меньше, чем в Западной. И так постепенно пришли к выводу, что основная причина в достаточном количестве разнообразных микроорганизмов, с которыми ребенок сталкивается в раннем возрасте. В деревне их больше, чем в городе: рядом почва, животные, нет такого увлечения моющими средствами. В Восточной Германии, как и в СССР, дети чуть ли не с годовалого возраста посещали ясли, где обменивались микробами с ровесниками. И там и там иммунная система естественным образом развивалась и созревала, в то время как у людей, выросших в стерильных условиях современного города, она начинала давать сбои, неадекватно реагировать на чужеродные молекулы, например на пыльцу, вдыхаемую с воздухом. Люди и микробы десятки тысяч лет эволюционировали вместе, а супергигиена современного жилища нарушила этот порядок, заставив иммунную систему человека вступать в бой не с настоящими, а с мнимыми врагами.

Подобных историй в книге Джессики Сакс очень много, и они заставляют по-новому взглянуть на известные истины.

Еще один важный вывод: микроорганизмы, ассоциированные с организмом человека, находятся с ним в состоянии дружественного нейтралитета; стоит их изгнать, например, с помощью тех же антибиотиков, и их место могут занять микроорганизмы куда менее дружелюбные. Это означает, что наши микроскопические спутники играют роль охраны, защищая нас от нежелательных пришельцев.

У книги Сакс есть один серьезный недостаток: русское издание 2012 года вышло через пять лет после оригинала; если добавить еще один-два года, ушедшие на написание, то получится, что привлекаемый материал сейчас уже имеет чуть ли не десятилетний срок давности. За это время произошла эволюция в технологии секвенирования генетических последовательностей, в результате чего стали доступны огромные массивы данных по составу микробных сообществ, в том числе и по микробиому человека. Открылись поразительные закономерности — например, корреляция между составом микробиома, причем отнюдь не только пищеварительной системы, и рядом заболеваний.

Можно только гадать, сколько подобных открытий ждет нас в ближайшем будущем, однако все эти достижения никак не опровергают книгу Сакс, а лишь подтверждают ее правоту. Так что, пока «Охотники за микробами 3» еще не написаны, приглашаю всех — и профессионалов, и людей, далеких не только от микробиологии, но и от естественных наук вообще, — читать книгу «Микробы хорошие и плохие» — узнаете много нового о себе и своих невидимых спутниках!
postnauka.ru/books/36520

@темы: Книги, Биология, Медицина, здоровье

02:10

В теорию эволюции не надо верить - ее надо знать/Обрушился жесткий вакуум
В 2013 году психологи и неврологи Ливерпульского университета пришли к выводам, что сеансы чтения качественной художественной литературы оказывают на мозг эффект ракетного ускорителя. Исследователи просили добровольцев читать оригинальные и упрощенные выдержки из Шекспира, Вордсворта и Элиота. Реакция мозга на каждое новое слово отслеживалась при помощи магнитно-резонансной томографии. Снимки показали, что оригинальные тексты со сложными метафорами и синтаксисом провоцировали намного более сильный и длительный отклик, требовали большего объема работы мозга и стимулировали респондентов продолжать чтение.

Также выяснилось, что чтение поэзии особенно активизирует правое полушарие, в котором хранится автобиографическая память, помогающая читателю увидеть личностный опыт в свете прочитанного. «Исследования показывают, что литература в силах открывать новые горизонты сознания, формировать мысли, их грани и связи как у молодых, так и у взрослых людей», — заявил профессор английской литературы Филипп Дэвис.

В ходе другого исследования респондентам предлагалось прочесть отрывки из трех разных категорий литературы: «высоколобой» художественной литературы, бульварного чтива и нон-фикшна. После этого испытуемых попросили пройти пять тестов из области теории разума, которая изучает способность человека определять свои и чужие переживания — намерения, убеждения, желания. Результаты одного из тестов показали, что чтение любой художественной литературы по сравнению с нон-фикшном улучшает прохождение тестов, но во всех остальных четырех экспериментах эффект наблюдался исключительно после чтения сложных произведений. «Художественная литература — это не просто симуляция социального опыта. Это и есть социальный опыт», — рассказал The Guardian один из исследователей.

Еще один эксперимент показал, что во время моделирования описываемой сцены мозг читателя задействует те же нейроны, которые возбуждались бы, если бы эта сцена происходила в реальной жизни. Например, когда герой открывает дверь, возбуждаются нейроны, отвечающие за пространственное ориентирование. Это может означать, что опыт чтения для нас на самом деле куда более реален, чем может показаться на первый взгляд.

Бумага имеет значение

Читательские интернет-привычки могут сильно повлиять на восприятие текста за пределами сети — именно поэтому Николас Карр, Марианна Вулф и многие другие начали испытывать сложности при чтении художественной литературы. Значит ли это, что все большее количество людей рискует потерять навык вдумчивого чтения?

Пока что издательства все еще продолжают выпускать новые книги, их продолжают покупать, повсеместного распространения планшетов и электронных книг до сих пор не произошло. Кажется, нам все еще небезразлично, с каким носителем информации мы взаимодействуем — даже если мы сами этого не осознаем.
читать дальше

vozduh.afisha.ru/technology/reading-in-digital-...

@темы: Книги, Люди, Психология

В теорию эволюции не надо верить - ее надо знать/Обрушился жесткий вакуум
«Людям важно объяснять, на чьей они стороне и почему, а также пристрастны ли они. Своего рода декларация интересов. Итак, я собираюсь поговорить с вами о чтении. О том, что чтение художественной литературы, чтение для удовольствия является одной из самых важных вещей в жизни человека.

И я, очевидно, очень пристрастен, ведь я - писатель, автор художественных текстов. Я пишу и для детей, и для взрослых. Уже около 30 лет я зарабатываю себе на жизнь с помощью слов, по большей части создавая вещи и записывая их. Несомненно я заинтересован, чтобы люди читали, чтобы люди читали художественную литературу, чтобы библиотеки и библиотекари существовали и способствовали любви к чтению и существованию мест, где можно читать.

Так что я пристрастен как писатель. Но я гораздо больше пристрастен как читатель.

Однажды я был в Нью-Йорке и услышал разговор о строительстве частных тюрем — это стремительно развивающаяся индустрия в Америке. Тюремная индустрия должна планировать свой будущий рост. Сколько камер им понадобится? Каково будет количество заключенных через 15 лет? И они обнаружили, что могут предсказать все это очень легко, используя простейший алгоритм, основанный на опросах, какой процент 10 и 11-летних не может читать. И, конечно, не может читать для своего удовольствия.

В этом нет прямой зависимости, нельзя сказать, что в образованном обществе нет преступности. Но взаимосвязь между факторами видна.

Я думаю, что самые простые из этих связей происходят из очевидного.

Грамотные люди читают художественную литературу.

У художественной литературы есть два назначения. Во-первых, она открывает вам зависимость от чтения. Жажда узнать, что же случится дальше, желание перевернуть страницу, необходимость продолжать, даже если будет тяжело, потому что кто-то попал в беду, и ты должен узнать, чем это все кончится...в этом есть настоящий драйв. Это заставляет узнавать новые слова, думать по-другому, продолжать двигаться вперед. Обнаруживать, что чтение само по себе является наслаждением. Единожды осознав это, вы на пути к постоянному чтению.

Простейший способ гарантировано вырастить грамотных детей — это научить их читать и показать, что чтение — это приятное развлечение. Самое простое — найдите книги, которые им нравятся, дайте им доступ к этим книгам и позвольте им прочесть их.
читать дальше
sh-kaf.ru/load/37-1-0-469

@темы: Книги, Люди, Социальное

21:13

В теорию эволюции не надо верить - ее надо знать/Обрушился жесткий вакуум
1) Минобр выложил в открытый доступ учебники с 1 по 11 класс.
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов содержит более 111 тысяч материалов по всем предметам базового учебного плана и дополнительным дисциплинам.
читать дальше

2) 8 ведущих российских вузов запустили программу БЕСПЛАТНЫХ онлайн-курсов
На курсы может записаться любой желающий.
читать дальше

@темы: Книги, Люди, Разное, Ссылки, Социальное

01:11

Книга

В теорию эволюции не надо верить - ее надо знать/Обрушился жесткий вакуум
Абсолютный минимум. Как квантовая теория объясняет наш мир
habrahabr.ru/company/piter/blog/266593/

Физика — это сложнейшая комплексная наука, она насколько сложна, настолько и увлекательна. Если отбросить математическую составляющую, физика сразу становится доступной любому человеку, обладающему любопытством и воображением. Мы легко поймем концепцию теории гравитации, обойдясь без сложных математических уравнений. Поэтому всем, кто задумывается о том, что делает ягоды черники синими, а клубники — красными; кто сомневается, что звук распространяется в виде волн; кто интересуется, почему поведение света так отличается от любого другого явления во Вселенной, нужно понять, что все дело — в квантовой физике.
Эта книга презентует (и демистифицирует) для обычных людей волшебный мир квантовой науки, как ни одна другая книга. Она рассказывает о базовых научных понятиях, от световых частиц до состояний материи и причинах негативного влияния парниковых газов, раскрывая каждую тему без использования специфической научной терминологии — примерами из обычной повседневной жизни. Безусловно, книга по квантовой физике не может обойтись без минимального набора формул и уравнений, но это необходимый минимум, понятный большинству читателей. По мнению автора, книга, популяризирующая науку, должна быть доступной, но не опускаться до уровня читателя, а поднимать и развивать его интеллект и общий культурный уровень.Написанная в лучших традициях Стивена Хокинга и Льюиса Томаса, книга популяризирует увлекательные открытия из области квантовой физики и химии, сочетая представления и суждения современных ученых с яркими и наглядными примерами из повседневной жизни.


Если вы читаете эту книгу, то, вероятно, относитесь к одной из двух категорий людей. Либо вы из числа моих коллег, посвященных в тайны квантовой теории, и хотите посмотреть, как же кто-то смог написать серьезную книгу по квантовой механике без математики. Либо вы принадлежите к тому большинству людей, кто смотрит на окружающий мир без ясного понимания того, почему многие повседневные вещи устроены именно так, а не иначе. При этом речь идет далеко не о тех малозначительных аспектах нашей среды обитания, на которые можно было бы просто не обращать внимания. Напротив, это важные особенности нашего мира, которые никогда внятно не объясняются, поскольку кажется, что они лежат за пределами нашего понимания.

Что придает предметам их цвет, почему медный провод проводит электричество, а стекло нет, что же все-таки такое транс-жиры и почему углекислота является парниковым газом, а кислород и азот — нет? Эти «белые пятна» в картине устройства вещей возникают вследствие кажущегося непреодолимым барьера, отделяющего нас от их понимания.. Обычно этот барьер связан с математикой. Чтобы ответить на поставленные выше вопросы, а также на многие другие, необходимо понимание квантовой теории, но в действительности для этого не требуется математика.
читать дальше

@темы: Книги, Разное