Научно-популярные новости и всякости от Кимури

  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
Записи с темой: социальное (список заголовков)
01:10 

Кимури
В теорию эволюции не надо верить - ее надо знать
Остановить прогресс: краткая история отечественной борьбы с ГМО

Россия теряет гигантский рынок генно-модифицированных растений из-за лоббистов и массовых страхов


В свой последний рабочий день депутаты Госдумы 6-го созыва приняли закон, запрещающий производство генно-модифицированных растений в коммерческих целях. Де-факто ничего не изменилось: выращивать трансгенные культуры в России и раньше могли только учёные, не было только специального закона.

Ситуация с генно-модифицированными организмами (ГМО) могла сложиться иначе: в конце 2012-го года правительство при поддержке Дмитрия Медведева разработало постановление, снимающее запрет на выращивание ГМ-растений «для выпуска в окружающую среду». Но два года спустя на оперативном совещании Совета безопасности руководство страны приняло решение резко сменить курс, и постановление так и не вступило в силу.

В тот момент риторика властей на тему генной инженерии оформилась окончательно. Населению сообщили, что Россия защитит своих граждан от ГМО и накормит натуральным продовольствием весь мир. Протесты научного сообщества и аргументы о том, что закон в первую очередь бьёт по отечественным производителям трансгенных растений (импорт продуктов с ГМО по-прежнему разрешен), были полностью проигнорированы.

Существует несколько версий о том, кому на самом деле выгоден запрет производства ГМО внутри страны.

«Первый вариант: это никому не нужно, кроме каких-то силовиков, которые используют его в рамках общей стратегии по закукливанию страны, — рассуждает доктор биологических наук, заместитель директора Института проблем передачи информации РАН Михаил Гельфанд. — Второй — это большие сельскохозяйственные холдинги, которые решили сделать такой маркетинговый ход, чтобы иметь преимущество на европейских рынках, где тоже царит анти-ГМО истерика. (Среди возможных бенефициаров называют министра сельского Александра Ткачёва, семья которого владеет холдингом «Агрокомплекс»; Владимира Евтушенкова и его агрокомплекс «Южный»; «Русагро» Вадима Мошковича и других близких к власти бизнесменов — А.Х.) И третий, совсем конспирологический вариант — это какие-нибудь пестицидники (компании-производители пестицидов — А.Х.). Но нужно помнить, что большое количество законов в нашей стране принимается не потому, что это выгодно, а потому, что моча кому-то в голову ударила».

Помимо крупных агрохолдингов, выгоду получат сами политики — запрет ГМО находит поддержку среди электората. Наконец, есть ещё одна группа, которая не обладает серьёзными лоббистскими возможностями, но выигрывает от закона: органические фермеры, продающие так называемый «экофуд».

Дальше по ссылке:
next.novayagazeta.ru/articles/69580

Там много и подробно.

@темы: Биология, Ссылки, Социальное

15:45 

Кимури
В теорию эволюции не надо верить - ее надо знать
Ясюкова Л.А. Реформирование образования: цели и проблемы // Школьные технологии. – 2011. - № 5. С. 7-19.

Фрагмент статьи:

"Развивающее влияние программы по математике В.В. Давыдова было выявлено нами в процессе участия в эксперименте, проводившимся в одной из общеобразовательных школ Санкт-Петербурга в середине 90-х годов прошлого века. В 1992 году все дети, поступающие в школу, прошли педагогическое и психологическое собеседование, на основании которого наиболее развитые и подготовленные к школе были зачислены в 1-«А» класс. Эти дети статистически достоверно превосходили в интеллектуальном развитии учащихся остальных первых классов. Во всех классах использовалась стандартная общеобразовательная программа, и только в «Б» классе учительница преподавала математику по учебникам В.В. Давыдова.
Учительница «А» класса, пройдя специальную переподготовку в АППО, применяла новейшие педагогические технологии, программа была дополнена факультативными уроками английского языка и культурно-эстетическим экскурсионным обслуживанием, а родители принимали активное участие в образовательном процессе. Я проводила психологические обследования и консультировала педагогов и администрацию школы по проблемам эксперимента, результат которого оказался несколько неожиданным для его организаторов из АППО. Учащиеся «Б» класса значительно обогнали в интеллектуальном развитии свих одногодков не только из «В» и «Г» классов, но и из «А» класса, успешно окончили школу и поступили в вузы, хотя в 1-ом классе уровень их развития был ниже среднего и на много ниже, чем у ребят из 1-«А» класса. Из «А» класса только некоторые ребята смогли поступить в вузы, несмотря на то, что они при поступлении в школу значительно превосходили по развитию ребят из «Б» класса и все 10 лет с ними проводили дополнительную развивающую работу. Большинство подростков «В» и «Г» классов не смогли получить даже среднего образования, хотя при поступлении в школу они были не хуже ребят из «Б» класса [17, с163-165].

Вся моя почти тридцатилетняя исследовательская и практическая работа в школах убедила меня в правоте Л.С. Выготского и В.В. Давыдова: не ставшие уже традиционными психологические занятия и игры, а изучение наук формирует понятийное мышление, создает мощный потенциал интеллектуального и личностного развития. В современном образовании есть программы, которые способствуют формированию понятийного мышления учащихся, и есть программы, которые блокируют этот процесс, закрепляя примитивные формы обработки информации, что в дальнейшем ограничивает возможности ее усвоения [16]. Мои многолетние исследования показали, что развитое понятийное мышление качественно меняет всю дальнейшую жизнь ребенка, в том числе, и характер прохождения подросткового кризиса [13, 17, 18, 26, 27, 30]. Понятийное мышление способствует развитию социального интеллекта, толерантности, формирует адекватную самооценку и позитивные коммуникативные установки, оптимизируя сферу общения [19, 29]. Оно же стимулирует развитие различных способностей (лингвистических, математических и пр.), в результате чего снимается эмоциональное напряжение в процессе учебы, формируются уверенность в своих силах и учебная мотивация [15, 24].

www.babyblog.ru/user/_mommy_/3052375

@темы: Уже не новости, Ссылки, Люди, Социальное

14:20 

Кимури
В теорию эволюции не надо верить - ее надо знать
«Нашим предкам много раз просто повезло»
О зарождении жизни на Земле, внеземном разуме и лженауке

Екатерина Мищенко 28.07.2016, 08:35
www.gazeta.ru/science/2016/07/27_a_9713957.shtm...

О самозарождении мышей из ила, любви к котикам и нелюбви к обезьянкам, азотной жизни в ядрах газовых гигантов, властолюбивых РНК, «завихрениях в голове» и нашем космическом (в прямом и переносном смысле) везении — в интервью «Газеты.Ru» с Михаилом Никитиным, дебютная книга которого «Происхождение жизни: от туманности до клетки», вышедшая недавно в издательской серии Primus фонда «Эволюция», вошла в лонг-лист премии «Просветитель» 2016 года.


— Расскажите об истории идей происхождения жизни. Как они развивались со временем?

— В древности были два основных варианта. Первый — что тот или иной бог эту жизнь однажды сотворил и с тех пор живые организмы размножаются и производят себе подобных. Второй — идеи, связанные с философией и наблюдением, характерные для древних греков. Например, что жизнь возникает постоянно на наших глазах (Аристотель писал про самозарождение мышей из речного ила при разливах Нила в Египте). Другие философы утверждали, что вопрос о происхождении жизни ставить нельзя, ведь жизнь, Земля и Солнце существуют вечно и начала у них никогда не было.


Так было примерно до Нового времени, когда первые ученые стали экспериментировать с самозарождением мух в гниющем мясе, мышей в грязной одежде с зерном и показали, что в наше время самозарождения жизни не происходит — если кувшин накрыть марлей, мухи туда попасть не могут, и никакие червячки в мясе не заводятся.

К XIX веку первыми научными экспериментами, как ни парадоксально, укрепилась идея религиозная, что жизнь сотворена Богом, и это было сделано один раз.

Окончательно это закрепил Луи Пастер, показавший, что даже микробы не зарождаются сами в запаянной колбе с прокипяченным бульоном.

— А что было потом?
читать дальше

@темы: Химия, Физика, Астрономия, Социальное, Люди, Книги, Эволюционная биология

13:49 

Кимури
В теорию эволюции не надо верить - ее надо знать
"Исследование интеллектуально одаренных старшеклассников, проводившееся в одной из школ Новой Зеландии, позволило выявить один из значимых факторов, отличающих наиболее успешных учащихся от наименее успешных. И этот фактор является стопроцентно значимым - он присутствует у всех наиболее успешных учеников и отсутствует у всех наименее успешных. Этим фактором является способность правильно относиться к неудачам.

Автор исследования о взаимосвязи позитивного мышления и результатов учебы Лэнс Кинг написал свои выводы.
Лэнс Кинг живет в Новой Зеландии, в городе Рэглан. Занимается преподавательской деятельностью, ведет семинары для учителей, родителей и школьников в разных странах мира и пишет книги и учебные пособия о том, как научиться учиться. Создал программу «Искусство учиться», по которой ведется обучение в 200 школах десяти стран мира. Женат. У него 4 детей. Его сайт - www.taolearn.com.


"В период подготовки магистерской диссертации в 2006-2008 гг. мне посчастливилось поработать с чудесной группой одаренных (Giftedand Talented Education) учащихся в местной школе. В группу входили учащиеся разных классов в возрасте 13-18 лет. Все они были умны, интересны и очень заинтересованы исследованием. Работать с ними было для меня большим удовольствием.


Целью моего исследования было установить связь между их гибкостью, стрессоустойчивостью и академической успеваемостью. Гибкость и стрессоустойчивость измерялись с помощью стандартной методики, в основе которой лежит измерение локуса контроля и выученной беспомощности (Learned Helplessness (LH), преобладающего объяснительного стиля в отношении неудач.

В период проведения данного исследования все учащиеся должны были сдать основной итоговый экзамен по школьным предметам. На основании результатов этого экзамена учителя классифицировали их на 3 группы: наиболее успешных, успешных и наименее успешных учащихся. Моим первым открытием стало отсутствие какой-либо связи между академическими успехами учащихся и их гибкостью и стрессоустойчивостью. Некоторые совершенно беспомощные дети с внешним локусом контроля показали хорошие академические результаты, а часть стрессоустойчивых, адаптивных детей с внутренним локусом контроля продемонстрировали очень слабые результаты.

Мое любопытство заставило меня продолжить поиск более глубоких причин академической успешности, чем стрессоустойчивость и гибкость.
Были сформированы пары из учащихся с одинаковыми результатами стрессоустойчивости и гибкости. В каждую из этих пар входил один наиболее успешный и один наименее успешный учащийся. Группа успешных учащихся в дальнейшем эксперименте участия не принимала. Таким образом были составлены 5 пар общим числом 10 человек.

Все 10 учащихся были проинтервьюированы, а их ответы проанализированы.Во всех пяти парах практические стратегии и внутренние характеристики наиболее успешных учащихся заметно отличались от стратегий и характеристик наименее успешных учащихся. Вот, что их отличало: все они посещали какие-то дополнительные занятия, кружки, секции помимо учебы в школе; у всех были серьезные интересы и увлечения; любознательность, ответственное отношение к учебе и стремление разобраться в непонятных вещах; способность получать удовольствие от решения сложных задач; целеустремленность и способность сконцентрироваться на достижении цели; применение активных стратегий, позволяющих им извлекать полезный опыт из своих неудач; настрой на успех.Но самые большие различия обнаружились именно в восприятии неудачи. Определение понятия «неудача» в рамках данного исследования было сформулировано как недостижение цели. Например, поставить цель выиграть игру, но проиграть ее или добиться определенного результата и не достигнуть его.

Их ответы стали настоящим откровением. Хотя при анкетировании и наиболее успешные, и наименее успешные учащиеся объясняли неудачу недостаточными усилиями, приложенными для достижения цели, в устных интервью между ними выявилась значительная разница. Все наиболее успешные учащиеся сообщили о том, что они применяют долгосрочные стратегии, основанные на постоянных усилиях для достижения успехов в учебе. Тогда как наименее успешные учащиеся говорили о том, что они начинают прикладывать усилия только тогда, когда приближается критический срок.То же самое обнаружилось и в отношении желания отложить какое-либо действие на потом. Все интервьюируемые признали, что такая проблема для них существует. Но если наиболее успешные учащиеся предпринимают активные шаги, чтобы справиться с этой проблемой, то наименее успешные потакают своему желанию отложить действие на потом и ждут до последнего момента.Наиболее успешные учащиеся также признавались в интервью, что они понимают и принимают свои неудачи, в отличие от наименее успешных учащихся. Наименее успешные учащиеся проявляли тенденцию к отрицанию неудач или предпринимали попытки избежать потенциальных неудач в своей жизни. Один из наименее успешных учащихся, который признал, что в его жизни имела место неудача, рассказал о том, что он воспринял неудачу как полный крах своей жизни и теперь чувствует себя совершенно беспомощным.
читать дальше

@темы: Уже не новости, Социальное, Психология, Люди

14:23 

Кимури
В теорию эволюции не надо верить - ее надо знать
Как убивает лженаука: сотни тысяч жертв

Рубрика: ‪#‎статьи_skepdic‬ www.facebook.com/skepdic/posts/628664383960176

У Тима Фарли, программиста из Джорджии, есть полезное хобби – борьба с псевдонаукой. Он ведет несколько блогов, записывает подкасты, участвует в работе фонда Джеймса Рэнди, где паранаучные утверждения проверяют экспериментальными методами. В качестве борца с лженаукой Тим стал настолько значимой медийной фигурой, что теперь у него берут интервью уже не о лженауке, а о методиках борьбы с ней, и все уже забыли, чем он занимался первоначально.

Но один из лучших проектов Фарли – это сайт «What’s the harm?», подборка историй о том, как именно неспособность критически перерабатывать информацию приводит к трагическим последствиям. Сегодня на сайте собраны истории о 368 379 случаях гибели людей (из них 365 632 случая зафиксированы в научных статьях), о 306 096 пострадавших людях, а экономический ущерб от историй, описанных на сайте, Тим оценивает в 2 815 931 000 долларов.

При этом понятно, что реальное количество смертей от слепой веры в утверждения шарлатанов в мире гораздо больше, чем собрано на «What’s the harm?», – Тим много пишет о случаях гибели, вызванных отказом от современной медицины, но не упоминает смерти, вызванные отказом от современных биотехнологий – хотя, по недавним оценкам, из-за страха перед теми же генно-модифицированными организмами в третьем мире уже погибли восемь миллионов детей, лишенных доступа к золотому рису и, следовательно, не получающих с пищей витамина А.

СПИДа нет.

В соответствии с подборкой Тима, именно отрицание ВИЧ и СПИДа оказывается наиболее опасной лженаучной идеей. На сайте описано 365 026 случаев гибели людей, отказавшихся от антиретровирусной терапии и быстро сгоревших от этого заболевания, хотя на современных препаратах с ВИЧ можно полноценно жить десятилетиями, а также заводить детей с очень небольшим риском передачи вируса во время беременности и родов.

Такое огромное число погибших в основном объясняется деятельностью одного-единственного активиста, Табо Мбеки, бывшего президента ЮАР. Политик отрицал связь между СПИДом и ВИЧ и резко затормозил внедрение программ лечения в своей стране. Это привело к преждевременной гибели 330 тысяч зараженных взрослых и к заражению 35 тысяч детей, чьи матери не получали адекватной медицинской поддержки во время беременности.
читать дальше

@темы: Медицина, здоровье, Люди, Социальное

08:47 

Фрагменты из выступления

Кимури
В теорию эволюции не надо верить - ее надо знать
фантаста Кори Доктороу на "Forbidden research". Рэнд помог перевести кусочки.

Он начал разговор с того, что основной инструмент противодействия запретным исследованиям - это отрицание: проблема считается несуществующей или уже имеющей простое и тривиальное решение, а тех, кто считает иначе, затыкают. При этом в формулировке решений сидят зияющие логические дыры. Он привел в качестве примера проблемы прав на цифровой контент, как частный случай проблемы криптографии, в которой постановка задачи выглядит следующим образом : мы хотим создать такой криптографический алгоритм, который работает всегда идеально, кроме случая, когда он должен полностью отказать, но после этого случая он опять должен работать идеально. ( коммент от Рэнда: "Я ржал минуту!". :)

Кори Доктороу: "Когда вы (полицейские, на форуме по безопасности, где он был не так давно, после того, как из их баз неведомо куда утекли несколько миллионов записей о людях, которые подавались на допуски) должны рассказать государственным служащим всю темную информацию о себе и своих родственниках, и все эти секреты, за которые вас можно держать на крючке, а потом оказывается, что все это утекло к китайскому правительству, естественно, что вы внезапно становитесь очень заинтересованы в privacy!"

"Если вы действительно системно отстаиваете свои принципы, вас, скорее всего, назовут экстремистом; больше того, если вас ни разу не назовут экстремистом, вы, скорее всего, что-то делаете не так".

Еще говорил об интернете вещей, который обещает развиваться, но при нынешнем положении с цифровыми правами ваши вещи могут перестать работать и вообще вам принадлежать. Например, патроны для электрических лампочек могут отказаться совмещаться с "нелицензиоными" дешевыми лампочками. Или может отказать ваш высокотехнологичный протез. (Если протез или имплант откажутся работать на территории других стран, как проигрыватели с DRM, будет нехило так, правда? (это уже наш коммент))

Пример уже реально работающий: фирма выпускает комбайны для сельхозработ, оснащенные датчиками и анализаторами грунта. Но вам они эту информацию не выдают вообще, они ее сбрасывают компании-производителю, а затем компания-производитель вам эти данные отдельно продает!!

И да, про Pokemon Go. Кори указал на фрагмент их лицензионного соглашения, где сказано, что устанавливая их программное обеспечение, вы соглашаетесь с передачей всей своей доступной информации фирме - производителю игры (если я правильно поняла). На всех устройствах.

@темы: Техника, Социальное, Люди, Всякий хай-тек

18:34 

Офигенная вещь, на английском!

Кимури
В теорию эволюции не надо верить - ее надо знать
Конференция по "запретной науке" - нежелательным или игнорируемым направлениям исследований.
Среди названных - "противодействие законопослушности" от Эдварда Сноудена и фантаста Кори Доктороу; вмешательство в природу - генетика, климат; права и протесты, например, ислам и права женщин (очень скандальная и заминаемая тема!!);
может ли технология справиться с сексуальными отклонениями, насколько это этично и может помочь (напр, роботы в виде несовершеннолетних. допустимо ли, этично ли, осмысленно ли). И общая тема - "запреты на исследования", почему ученые не могут заниматься тем, чем хотят.

Естественно, это не все темы, которые есть, а то,ч то выбрали для обсуждения.

Была трансляция прямая, сейчас выложено как три видеоролика на сайте MIT Media: "Forbidden research". То есть, исследования не запрещены прямо или законодательно - но это сложные или скандальные темы, их заминают, игнорируют, не финансируют, не желая видеть объективных результатов по тем или иным причинам (например, у госструктур уже есть свое убеждение, что следует делать, и менять его не собираются, как в вопросе контроля за инфопространством, или проблема дикого прессинга женщин в исламе, на которую закрывают глаза из политкорректности и заигрываний с исламом или мусульманскими этническими анклавами).

Вот ссылка, так как пока выложено только у них на сайте.

www.media.mit.edu/video/


Если смогу, потом сделаю пересказ каких-то кусочков докладов.

@темы: Техника, Ссылки, Социальное, Разное, Медицина, здоровье, Люди, Биология

21:25 

Внезапно Википедия!

Кимури
В теорию эволюции не надо верить - ее надо знать
Foldit

ru.wikipedia.org/wiki/Foldit

Фолдит — онлайн-головоломка о фолдинге белка. Игра является частью исследовательского проекта и разработана в Вашингтонском университете. Предмет игры — наилучшим образом свернуть структуру выбранных протеинов; лучшие пользовательские решения анализируются учёными, которые могут с их помощью найти решение реальных научных проблем, связанных с поиском вакцин и биологическими инновациями. Много технических терминов в игре заменены на более понятные для людей без соответствующей подготовки, для того чтобы сделать её доступной для всех. Большинство из лучших игроков «Фолдита» не имеют биохимического образования[2].


История игры

История игры началась с проекта распределённых вычислений «Rosetta@home»; некоторые пользователи отметили, что в процессе расчёта видят пути решения, но не могут взаимодействовать с программой для того, чтобы показать их. Основными разработчиками игры стали учёные Дэвид Бэйкер, Дэвид Салесин и Зоран Попович[3][4]; впрочем, в её разработке принимали участие многие пользователи проекта Rosetta. Публичный выпуск бета-версии состоялся в мае 2008 года[5]; с тех пор было зарегистрировано более 240 000 игроков[6].

В 2011 году игроки помогли расшифровать структуру кристалла обезьяньего вируса, ретровирусной протеазы (M-PMV), вызывающей СПИД у обезьян. Головоломка была доступна для игры всего три недели, но расшифровка была произведена уже на десятый день, при этом данная проблема ставила учёных в тупик на протяжении 15 лет[7][8].

В январе 2012 года «Scientific American» сообщил, что игроки завершили первый краудсорсинговый проект по изменению структуры белка, служащего катализатором в реакции Дильса — Альдера, причём новая структура более чем в 18 раз более активна, нежели оригинал[6][9].

Кроме предсказания структуры известных белков и создания новых, которые должны подходить для заданных целей, разработчики «Фолдита» предложили игрокам помочь в создании алгоритмов для автоматизированного выполнения этих задач. Такие «рецепты» создаются или на специальном языке скриптов, или с помощью графического интерфейса. Каждый игрок имеет свою «поваренную книгу» с алгоритмами[10]. Игроки могут делиться «рецептами» друг с другом, совершенствовать и комбинировать алгоритмы других, так, как это происходит в сообществе, занимающемся разработкой свободного программного обеспечения, хотя, при желании, автор может сделать свой рецепт недоступным для других. Возможность редактировать скрипты друг друга создаёт условия для их эволюционирования. По состоянию на август 2010 года наиболее успешными «рецептами» были «Синий предохранитель», который произошёл от «Кислотного твикера v0.5» (за три с половиной месяца исследования разные пользователи использовали его более 24 тысяч раз), и «Землетрясение», использованное около 8 тысяч раз. Выяснилось, что «Синий предохранитель» имеет много общего с неопубликованным «Быстрым расслаблением», над которым работали учёные в лаборатории Бейкера. Сравнение этих двух стратегий между собой и с «Классическим расслаблением» — алгоритмом, который использовался ранее, показало, что они обе эффективнее старого алгоритма. «Быстрое расслабление» всё же давало несколько лучшие результаты чем «Синий предохранитель», что частично связано с тем, что игроки, в отличие от учёных, не имеют доступа ко всем функциям оптимизации «Розетта». Если применить такие же ограничения алгоритма ученых, то он все равно может обеспечить достижение более низких значений энергии, но пользовательский алгоритм быстрее справляется с задачами[10].
Цель игры
Цель головоломки состоит в поиске трёхмерной структуры определённого белка с самым низким уровнем свободной энергии. Каждое задание публикуется на сайте на определённый срок, в течение которого пользователи соревнуются между собой. Существует также набор постоянно доступных головоломок, разработанный для ознакомления новых пользователей с особенностями «Фолдита». Во время игры игроки интерактивно манипулируют молекулой, меняя форму основного каркаса и положение боковых групп, они могут также вращать α-спирали вокруг свои оси, изменять сообщение цепей в β-структурах, накладывать слабые ограничения в определённых участках («rubber bands») или «замораживать» их[2]. Также пользователям предоставляется панель инструментов для выполнения автоматизированных задач, например, команда «wiggle» позволяет локально минимизировать энергию[11]. Пользователь получает информацию о том, насколько хорошо ему удается сворачивать белок, в форме баллов, которые начисляются, в частности, за образование новых водородных связей, сокрытие гидрофобных остатков внутрь молекулы и т. д. Также программа даёт игрокам подсказки, например подсвечивает участки, в которых определенные группы сталкиваются и их следует развести, открытые гидрофобные участки, которые следует скрыть, полости, которые необходимо заполнить[2]. Сайт позволяет пользователям делиться друг с другом вариантами решений, обсуждать их, а также вносить вклад в вики, посвященную «Фолдит»[11].

@темы: Уже не новости, Социальное, Разное, Всякий хай-тек, Биология

01:21 

Кимури
В теорию эволюции не надо верить - ее надо знать
«Родители мешают девочкам обрести уверенность в себе»
О том, почему родители по-прежнему считают, что сорвиголовой может быть только мальчик

«Все папы уговаривали сыновей залезть повыше: «Ты можешь!», «Какой ты молодец!» — частная история о том, почему девочке так трудно вырасти храброй.

В книге «Второй пол» Симоны де Бовуар есть зарисовка: мальчик забрался на дерево, а на него снизу вверх смотрит девочка. Прошло шестьдесят лет, казалось бы, все изменилось. Сегодня женщины бегают марафоны и занимаются боксом. Но если присмотреться, изменилось далеко не все.

Не так давно в NYU Department of Psychology провели эксперимент с одиннадцатимесячными младенцами. Им предлагалось на четвереньках спуститься с доски, наклон которой раз от раза менялся. Внизу был приз. Никакой разницы между девочками и мальчиками обнаружено не было: в среднем максимальный наклон, на который те и другие решались и с которым справлялись, был одинаковым.

Существенную разницу обнаружили в ожидании матерей. Те, у которых были сыновья, предполагали, что их дети справятся с гораздо более крутым наклоном, чем те, у которых были дочери.

Я подобным экспериментам не доверяю, но в данном случае результат похож на правду. Летом мы гуляли в парке со скалами, и так получилось, что там было несколько семей с мальчиками возраста нашей дочери Б. (три-четыре года).

Все папы вели себя одинаково: уговаривали сыновей залезть повыше, всячески их подбадривали («Ты можешь!», «Какой ты молодец!»). Пап или мам с дочерями — кроме нас с Б. — почему-то за подобным занятием не наблюдалось. Естественно, это был всего один день в одном парке, но, как мне кажется, картина была вполне типичная.

Вот еще один пример. Были как-то в гостях на дне рождения у четырехлетней подружки Б. Все приглашенные восторгались спортивным комплексом во дворе дома (турники, шведские стенки и т.д.). Родители именинницы сообщили: «Вообще-то мы все это устроили для младшего». Младший еще не научился ходить; его желания явно в учет не принимались, только его пол.

И это в университетском городе Мэдисоне: если феминизм где-то в Америке цветет, так это здесь.читать дальше

@темы: Люди, Психология, Социальное

19:17 

Кимури
В теорию эволюции не надо верить - ее надо знать
Дениализм как отрицание научных фактов


Курение не увеличивает риск заболевания раком. Если климат изменяется, то не из-за того, что человеческая деятельность увеличивает концентрацию CO2 в атмосфере. ВИЧ не вызывает СПИД. Прививки не спасают людей. ГМО небезопасны для людей. Ученые опровергли Дарвина. Американцы никогда не были на Луне.

Все перечисленные утверждения не имеют ничего общего с действительностью, однако являются чуть ли не достоянием общественности — не в последнюю очередь из-за средств массовой информации, которые не заинтересованы в том, чтобы снабжать людей достоверными сведениями. Хуже, когда у политиков отключается критическое мышление, и они принимают важные решения, основанные на их неоправданной вере в ерунду.

Табо Мбеки, экс-президент ЮАР, агрессивно отрицал вирусную природу СПИДа и увольнял с работы несогласных с его точкой зрения. Манто Чабалала-Мсиманг, министр здравоохранения ЮАР, препятствовала использованию антиретровирусных препаратов, а также выступала за традиционную знахарскую медицину. Благодаря их усилиям, тысячи ВИЧ-положительных матерей не получили необходимую терапию и передали вирус своим детям. Не лучше обстоят дела и в других областях науки. Теория эволюции принята научной общественностью на основе палеонтологических, генетических, эмбриологических, биогеографических и других доказательств, но примерно 40% россиян уверены в божественном происхождении человека. В США хотя Верховный Суд и лишил креационизм права называться научной дисциплиной, во многих школах продолжают "щадить" чувства верующих. Учителя объясняют детям, что кроме эволюционной теории существуют и другие точки зрения на происхождение и развитие жизни, и что религиозные взгляды стоят наравне с научными.

Минуло много времени с тех пор, как ведущие медицинские организации мира пришли к выводу о негативных последствиях курения для здоровья, однако даже при всех фактах находятся те, кто отрицает опасность пассивного курения. Немалая ответственность лежит на табачных компаниях, которые упорно пытались отвлечь внимание людей с истинных причин болезней, связанных с курением, на стрессы или домашних животных. Доклады Межправительственной панели по изменению климата также подвергаются нападкам со стороны апологетов нефтяного бизнеса.

У всех этих примеров есть одна общая особенность. Когда среди большинства ученых существует консенсус, основанный на доказательствах, слышны громкие голоса тех, кто публично его отрицает, закрывает глаза на аргументы или апеллирует к отдельным людям, как к авторитетам в последней инстанции. Тут можно провести параллель с отрицанием холокоста при наличии неоспоримых доказательств массового уничтожения евреев нацистами. Все вышеописаное относится к так называемому дениализму (от англ. deny —- отрицать).
читать дальше

bioskeptic.livejournal.com/8641.html

@темы: Социальное, Психология, Люди

16:34 

Кимури
В теорию эволюции не надо верить - ее надо знать
04.04.2016 в 22:48
Пишет Шано:

Оригинал взят у в Бронзовый век: мосты и побоища
Оригинал взят у в Бронзовый век: мосты и побоища
Опять история.

Тут пару дней назад очень интересная статья появилась: Slaughter at the bridge: Uncovering a colossal Bronze Age battle , то есть «Побоище на мосту: открытие колоссальной битвы бронзового века».
О-очень интересная.


ВОИНЫ.png


Статья на английском, но, к счастью, на следующий день перевод появился:
Битва у переправы: обнаружено место грандиозного сражения бронзового века .

Перевод куцый, конечно. Они там, в Вестях, наверное, думают, что мы тупее англоязычных?

Но ничего – переводчик Гугл уже неплохо справляется, правда, я бы на его месте слово «slaughter» в данном контексте всё же не как «убой» перевёл, а как «побоище».
В общем, часть придётся и в собственном переводе цитировать.

Ну и на ИноСМИ есть ещё перевод статьи из Frankfurter Allgemeine Zeitung:

Археология: побоище Бронзового века

Тоже можно почитать.

Новость, между прочим, фантастическая – историки от открытия тоже, скажем так, в шоке.


читать дальше

URL записи

@темы: История, Люди, Социальное, Ссылки

10:44 

Кимури
В теорию эволюции не надо верить - ее надо знать
Разбор лекции креациониста.

Все откровения разбиты на абзацы и откомментированы со ссылками на источники (в основном научно-популярные ресурсы).
shilo-namylin.livejournal.com/184755.html

По ссылке трехчастный разбор.

@темы: Ссылки, Социальное, Разное, Люди

22:37 

Кимури
В теорию эволюции не надо верить - ее надо знать
Группа ученых во главе с Дэниэлом Макферлендом (Daniel McFarland) из Стэнфордской высшей педагогической школы (Stanford Graduate school of education) провела социологическое исследование школьной жизни, и выяснила, что чем больше свободы выбора есть у учеников, и чем слабее акцент на академической составляющей жизни школы, с тем большей вероятностью среди учеников будут возникать группировки и наблюдаться сегрегация. результаты исследования опубликованы в журнале American Sociological Review.

Они проанализировали две обширных базы данных, содержащих сведения о дружеских отношениях на уровне класса и школы, и сделали выводы о том, какие типы школ больше способствуют формированию социальной иерархии и сегрегации, основанной на том или ином принципе (раса, пол, возраст и т.д.). Выводы оказались довольно неожиданными. Оказалось, что чем больше возможностей для выбора занятий или даже мест в классе предоставляет школа, то тем больше шанс, что ученики, выбирая друзей, будут руководствоваться привнесенными извне предпочтениями, формируя таким образом предпосылки для сегрегации части одноклассников. Если же в школе существует жесткая структура, определяющая занятия, то дети чаще оказываются в контакте не с теми, с кем они хотят общаться, а с теми, кого им предлагает школа.

Дэниэл Макфарленд, преподающий в Стэнфордской школе организационный анализ, подчеркнул, что не стал бы торопиться с выводом о необходимости суровой дисциплины и закрытости школ. Из того же исследования видно, например, что в школах, где больший акцент делается на академических занятиях и де учителя активно вовлечены в жизнь школы, ученические группировки возникают реже. Очевидно, позитивное отношение к самому процессу образования в какой-то мере препятствует перенесению из внешнего мира в школу представлений, способствующих сегрегации. В маленьких школах также меньше возможностей для создания группировок, по объективным причинам. С другой стороны, маленькие элитарные школы сами по себе уже являются сегрегированными группами.

Ясно, что исследования следует продолжать. По словам Макферленда, следующей целью ученых будет выяснение вопроса о том, какие социальные объединения и социальные роли лучше готовят подростков к переходу во взрослую жизнь — что будет включать ответ на вопрос, какая именно взрослая жизнь имеется в виду.
scientificrussia.ru/articles/socialnaja-ierarhi...

@темы: Люди, Социальное, Уже не новости

17:18 

Кимури
В теорию эволюции не надо верить - ее надо знать
"Развивающее влияние программы по математике В.В. Давыдова было выявлено нами в процессе участия в эксперименте, проводившимся в одной из общеобразовательных школ Санкт-Петербурга в середине 90-х годов прошлого века. В 1992 году все дети, поступающие в школу, прошли педагогическое и психологическое собеседование, на основании которого наиболее развитые и подготовленные к школе были зачислены в 1-«А» класс. Эти дети статистически достоверно превосходили в интеллектуальном развитии учащихся остальных первых классов. Во всех классах использовалась стандартная общеобразовательная программа, и только в «Б» классе учительница преподавала математику по учебникам В.В. Давыдова.
Учительница «А» класса, пройдя специальную переподготовку в АППО, применяла новейшие педагогические технологии, программа была дополнена факультативными уроками английского языка и культурно-эстетическим экскурсионным обслуживанием, а родители принимали активное участие в образовательном процессе. Я проводила психологические обследования и консультировала педагогов и администрацию школы по проблемам эксперимента, результат которого оказался несколько неожиданным для его организаторов из АППО.
Учащиеся «Б» класса значительно обогнали в интеллектуальном развитии своих одногодков не только из «В» и «Г» классов, но и из «А» класса, успешно окончили школу и поступили в вузы, хотя в 1-ом классе уровень их развития был ниже среднего и намного ниже, чем у ребят из 1-«А» класса. Из «А» класса только некоторые ребята смогли поступить в вузы, несмотря на то, что они при поступлении в школу значительно превосходили по развитию ребят из «Б» класса и все 10 лет с ними проводили дополнительную развивающую работу. Большинство подростков «В» и «Г» классов не смогли получить даже среднего образования, хотя при поступлении в школу они были не хуже ребят из «Б» класса [17, с163-165].
Вся моя почти тридцатилетняя исследовательская и практическая работа в школах убедила меня в правоте Л.С. Выготского и В.В. Давыдова: не ставшие уже традиционными психологические занятия и игры, а изучение наук формирует понятийное мышление, создает мощный потенциал интеллектуального и личностного развития. В современном образовании есть программы, которые способствуют формированию понятийного мышления учащихся, и есть программы, которые блокируют этот процесс, закрепляя примитивные формы обработки информации, что в дальнейшем ограничивает возможности ее усвоения [16]. Мои многолетние исследования показали, что развитое понятийное мышление качественно меняет всю дальнейшую жизнь ребенка, в том числе, и характер прохождения подросткового кризиса [13, 17, 18, 26, 27, 30]. Понятийное мышление способствует развитию социального интеллекта, толерантности, формирует адекватную самооценку и позитивные коммуникативные установки, оптимизируя сферу общения [19, 29]. Оно же стимулирует развитие различных способностей (лингвистических, математических и пр.), в результате чего снимается эмоциональное напряжение в процессе учебы, формируются уверенность в своих силах и учебная мотивация [15, 24]. Понятийное мышление дает скачок в развитии креативности, способствует формированию позитивных жизненных ценностей, правового и гражданского сознания [14, 22, 23, 30].

Какова реакция на школьные проблемы нашей академической педагогики? Реформаторы образования выбрали наиболее простой способ решения проблемы неуспеваемости – отказ от изучения наук в начальной и средней школе."

Ясюкова Л.А. Реформирование образования: цели и проблемы // Школьные технологии. – 2011. - № 5. С. 7-19. (фрагмент)

www.babyblog.ru/user/_mommy_/3052375

@темы: Уже не новости, Ссылки, Социальное, Психология, Люди

20:41 

Кимури
В теорию эволюции не надо верить - ее надо знать
Быстрое расселение человека по миру объяснили недоверием

Человек заселил всю планету не потому, что был «суперуспешным» видом, а потому, что боялся мести и не доверял бывшим друзьям, считает археолог из Йоркского университета.

На протяжении сотен тысячелетий причинами передвижений людей каменного века были природные или демографические факторы. Похолодание или потепление, рост численности населения – вот что приводило огромные массы людей в движение. Эти процессы не были быстрыми, и поэтому расселение первых людей по миру было медленным. Однако около 100 тысяч лет назад происходит что-то такое, что резко убыстряет этот процесс и расширяет географию миграций. Что же это было?


Доктор Пенни Спайкинс (Penny Spikins) из отдела археологии Йоркского университета (Великобритания) считает, что ни демографические, ни природные факторы не могут объяснить масштаб и скорость миграций, которые происходили около 100 тысяч лет назад и после этого. Она отмечает, что людей не останавливали ни опасности на пути, ни природные барьеры. Человек заселяет холодные пространства Северной Европы, пересекает большие реки, пустыни, тундру и джунгли, переплывает моря (например, чтобы попасть в Австралию или на острова Тихого океана). Почему? Что заставляло людей преодолевать все препятствия и идти, неведомо куда?

Пенни Спайкинс считает, что знает ответ на этот вопрос. В статье, недавно опубликованной в журнале Open Quaternary, она выдвигает предположение: людьми двигало недоверие друг к другу и страх предательства. Она пишет, что к описываемому времени обязательства людей по отношению друг к другу становятся всё более важными для выживания. Рост важности этого фактора в человеческих отношениях не мог не привести и к обратному процессу – увеличению людей, не соблюдающих обязательства. Конечно, люди, заинтересованные в своём выживании, должны были осуждать и наказывать «отступников». Те, в свою очередь, могли мстить. Может быть, недоверие к бывшим друзьям, боязнь мести с их стороны и двигало людьми? Возможно, именно из-за недоверия и мести люди старались уйти от своих обидчиков как можно дальше, пересекая огромные пространства и преодолевая сложности, полагает археолог.

«Обозлённый бывший друг, товарищ или группа таких людей с отравленными стрелами были хорошей мотивацией для того, чтобы уйти и преодолеть все опасности», – говорит Пенни Спайкинс. Она отмечает, что расселение человека по всему миру часто рассматривается как признак успеха нашего вида. Между тем за массовыми миграциями может стоять и другая, «тёмная сторона» человеческой натуры.

В своей работе исследователь активно использует ссылки на этнографические исследования, но нужно учитывать, что напрямую переносить эти аналогии в столь отдалённую древность нельзя. Мы с трудом представляем себе, что происходило в головах у людей каменного века, плохо понимаем, какое у них было мировоззрение, что они чувствовали и переживали. Сведения о современных традиционных обществах, конечно, позволяют нам пытаться проникнуть в эту область, но такие попытки всегда будут оставаться гипотетическими, доказать их истинность очень сложно, если вообще возможно.

В последнее время появилось несколько исследований, авторы которых утверждают, что расселение человека современного вида (Homo sapiens) произошло несколько раньше, чем считалось ранее. Так, опираясь на генетические и антропологические анализы, международная группа учёных под руководством профессора Катерины Харвати (Katerina Harvati) из Тюбингенского университета (Германия) сообщила, что «исход» людей из Африки произошёл около 130 тысяч лет назад. Причём сначала они двинулись через Аравийский полуостров к Австралии и западной части Тихого океана. Намного позже, около 50 тысяч лет назад, другая группа людей покинула Африку и направилась в Северную Евразию.

В пользу более раннего «исхода» выступили и исследователи Кристофер Бэй (Christopher Bae), палеонтрополог из Гавайского университета в Маноа, и Вэй Ван (Wei Wang) из Музея народностей Гуанси в Наньнине. Они опирались на новые находки: в пещерной стоянке на юге Китая нашли два зуба, которые датируются промежутком времени между 70 и 126 тысячами лет назад.

Картину дополняют и работы из других регионов. В частности, результаты восьмилетних раскопок в Джебель-Фая (Jebel Faya, Объединённые Арабские Эмираты), которые проводил Ханс-Петер Ирпман (Hans-Peter Uerpmann) из Тюбингенского университета (Германия). Археологи проанализировали каменные орудия, найденные в Джебель-Фая, и пришли к выводу, что технология изготовления сближает их с находками, происходящими с территории Восточной Африки. При этом артефакты из ОАЭ сильно отличались от орудий, сделанных севернее, в Леванте и горах Ирана. Эти обстоятельства позволили исследователям предположить, что люди могли появиться на Аравийском полуострове уже 125 тысяч лет назад.

Впрочем, таких находок пока немного, и большинство исследователей придерживается традиционной, устоявшейся точки зрения.

По материалам Phys.org

Автор: Егор Антонов

Источник: nkj.ru


Подробнее см.: www.nkj.ru/news/27654/ (Наука и жизнь, Быстрое расселение человека по миру объяснили недоверием)

@темы: Уже не новости, Социальное, Люди, История

15:45 

Кимури
В теорию эволюции не надо верить - ее надо знать
Космонавтике необходима свобода
Депутаты Дмитрий Гудков и Валерий Зубов, исследователь Андрей Заякин о частной инициативе в космосе
www.vedomosti.ru/opinion/articles/2015/12/01/61...

В 2001 г. американский предприниматель Элон Маск прилетал в Москву и пытался договориться о покупке ракет «Днепр» для вывода в космос собственных аппаратов. Тогда ему это не удалось, и в итоге ему пришлось самому разработать ракету-носитель, которая скоро, весьма вероятно, потеснит с международного рынка российский «Протон». Можем ли мы представить себе ситуацию, в которой российский бизнесмен ввозит в Россию ракеты-носители из Китая или США, чтобы отправлять в космос аппараты собственного производства? Любой российский бизнесмен будет в ужасе: даже если забыть о таможне, получить лицензию в России на запуск сделанной за океаном ракеты-носителя – безумно сложная и дорогостоящая затея. А уж запустить в России сделанный российской частной фирмой космический аппарат совершенно нереально.

В США Маск не только разработал Falcon 1, впервые полетевшую в космос частную ракету, и Falcon 9, ставшую одним из типовых решений для коммерческого космоса (18 успешных запусков из 19 с 2010 г.). Он первым отправил частный космический корабль на Международную космическую станцию и первым вывел частный спутник на геостационарную орбиту. В 2014 г. Маск начал строить в Техасе частный космодром.

Но частная инициатива в космонавтике не ограничивается проектами масштаба корпорации Маска SpaceX, капитализация которой – около $12 млрд. Частная инициатива университетов и фирм стоит за запуском самых маленьких спутников, так называемых кубсатов (CubeSat). Кубсаты занимают стандартизированный объем 10 х 10 х 10 см, они выводятся на орбиту «в нагрузку» к основному грузу. Их стоимость чрезвычайно низка, так как они собираются из обычных промышленных компонентов – меньшая длительность жизни спутника с лихвой компенсируется его дешевизной. Кубсаты используются для съемки земной поверхности, тестирования микросхем на устойчивость к радиации, в исследовательских целях (значительная часть кубсатов собирается в университетских лабораториях). Речь идет не только об изучении магнитного поля Земли, потока космических частиц, точной формы геоида или высокоатмосферных явлений. С помощью кубсатов проведены одни из первых тестов «солнечного паруса» как перспективного средства передвижения в космосе. Кстати, целый ряд российских вузов активно участвуют в создании микроспутников (Красноярская аэрокосмическая академия, Бауманский технический университет, СамГУ и др.). Но это не промышленный поток, скорее факультативный.

Для изготовления любого космического аппарата, даже кубсата, необходимо получить лицензию Роскосмоса – сегодня это госкорпорация. Для получения лицензии нужно, в частности, представить сертификат о наличии у вас системы менеджмента качества, соответствующей положению РК-11-КТ. А для сертификации нужно обратиться в несколько космических институтов. Каждый эпизод такого общения будет стоить немалых денег – больше, чем стоит базовый кубсат. На получение лицензии потребуется не менее года.

Сертификация системы менеджмента качества – только часть проблемы. Для лицензирования нужно официальным образом получить тексты ГОСТов, многие из которых являются документами ДСП. Казалось бы, любой ГОСТ должен быть доступен онлайн, как все нормативно-правовые акты. Нет, его можно получить только в бумажном виде, только за серьезные деньги – например, во ФГУП «Стандартинформ». Не очень понятно, для чего существует это искусственное препятствие и почему гриф ДСП до сих пор не снят с ГОСТов. Напротив, инструкция NASA System Engineering Handbook, являющаяся американским аналогом РК-11-КТ, доступна любому желающему. Напомним: NASA все же в первую очередь конкурент Роскосмосу, чем партнер. И скорость принятия решения здесь – конкурентное преимущество.

В свою очередь, получение ГОСТа ДСП невозможно без создания целого ряда рабочих мест для сотрудников, не принимающих непосредственного участия в создании космических аппаратов: требуется организовать Первый отдел, получить лицензию ФСБ на работу с гостайной, форму секретности для сотрудников.
читать дальше

@темы: Космос, Люди, Разное, Социальное, Техника

14:58 

Кимури
В теорию эволюции не надо верить - ее надо знать
div align='right'>04.12.2015 в 13:20Пишет Волчица Юлия:

Интересная статья о чтении и читающих людях.
В советское время существовал очень устойчивый миф или даже шаблон о том, что Советский Союз — это самая читающая страна в мире. Это такая казенная отточенная формула, которая появлялась и в разного рода пропагандистских текстах, и в отчетах о количестве читателей советских библиотек и так далее. И в какой-то момент представление о самой читающей стране мира стало некоторой данностью, которая у всех в голове, и все знают, гордятся, что советские люди настолько тянутся к культуре и так много читают.
В постсоветское время этот устойчивый стереотип оказался под угрозой, потому что по целому ряду параметров стало складываться ощущение, что читать стали намного меньше, литература перестала играть ту роль, которую она играла, скажем, в годы перестройки, когда дефицитные книги представляли огромную ценность и сформировалась устойчивая практика коллекционирования книг даже в семьях, которые, скажем так, далеки от интеллигенции. Есть такой термин — «моральные паники», обозначающий устойчивые стереотипы в обществе, которые являются поводом для какого-то общественного беспокойства, и представление о том, что в России все перестали читать и что чтение перестало играть важную роль в жизни людей, — это типичная моральная паника, которая транслировалась и через средства массовой информации, и в речах многих политических деятелей и так далее.

Тем не менее серьезных исследований, пытающихся понять, в чем, собственно, проблема, что именно происходит с чтением, было не так уж и много. Основные источники представлений о том, больше или меньше читает нынешний россиянин, — это, как правило, социологические опросы, данные которых на самом деле, если посмотреть статистику за несколько лет, довольно сильно противоречивы. И у разных социологических служб представление о том, насколько все плохо или хорошо, довольно здорово различалось. При этом, как кажется, социологические опросы — недостаточный инструмент для того, чтобы разобраться в том, что же все-таки происходит с чтением в современном обществе, поскольку это что-то вроде средней температуры по больнице. Понятно, что это цифры, которыми легко оперировать, на несколько процентов меньше и так далее. Тем не менее то, что стоит за этими цифрами, зачастую непонятно.
читать дальше

postnauka.ru/video/55760

URL записи

@темы: Люди, Психология, Социальное

06:06 

Кимури
В теорию эволюции не надо верить - ее надо знать
Реклама имплантирует фальшивые воспоминания

Джона Лерер
uplift.io/articles/reklama-implantiruet-falshiv...
У меня неважная память на эпизодические события. Все свои дни рождения я помню как беспорядочную череду тортов и подарков. В своей семье я прославился тем, что часто путаю события собственного детства с событиями из жизни братьев и сестер.

Но одно событие запомнилось мне хорошо. Пятница, я сижу на футбольном матче, подозрительно напоминающем сериал Friday Night Lights. North Hollywood Huskies снова проигрывают. Мы с друзьями сидим на последнем ряду — шутим, сплетничаем, обсуждаем вступительные экзамены в колледж. И пьем Coca-Cola из изящных стеклянных бутылок. Моя память не зафиксировала тот вечер в деталях, но я хорошо помню вкус напитка, звон бутылок и отрыжку от углекислого газа. Будто Coca-Cola оплатила product placement в моей голове.

Самое интересное, что в тот день я не мог пить колу из стеклянной бутылки. Наша школа запретила напитки в стеклянной таре. Я был смирным ботаником и не осмелился бы нарушить правила. А значит в тот день бутылка была пластиковая.

Откуда мой мозг взял эту сентиментальную сцену? Скорее всего, из рекламы. Реклама акцентирует внимание на качествах самого продукта (никому нет дела до того, какой напиток лучше на вкус — Coca-Cola или Pepsi), а на ассоциациях с приятными воспоминаниями.

Прошлогоднее исследование подтверждает, что запоминающаяся реклама успешно обманывает гиппокамп (центр долговременной памяти). Как проходил эксперимент: 100 студентам представили попкорн Orville Redenbacher’s Gourmet Fresh Microwave Popcorn. Бренд был вымышленный, но об этом умолчали. Одной группе студентов показали текстовую рекламу с небольшим количеством изображений, расхваливающую вкусовые качества продукта. Другой группе показали высококачественный ролик про счастливых людей, наслаждающихся попкорном в гостиной. Затем участников эксперимента отвели в разные комнаты. В одной устроили анкетирование, никак не связанное с попкорном. В другой дали попробовать образцы другого вымышленного попкорна.

Через неделю исследователи проверили память участников эксперимента. Те, кто видел текстовую рекламу, крайне редко вспоминали, пробовали ли они попкорн. Те, кто видел высококачественный рекламный ролик, утверждали, что пробовали продукт, даже если на самом деле не пробовали. Они были абсолютно уверены в точности своих воспоминаний.

Ученые называют это «эффектом ложного опыта». Он возможен благодаря явлению реконсолидации памяти. Память — не инертное хранилище информации, это процесс. Мозг не воспроизводит воспоминание, он его воссоздает. Как спектакль в театре. Воспоминание хранится в том виде, в каком вы вспомнили его в последний раз. И оно может меняться под влиянием новых впечатлений. Разница такая же, как между кнопками «Сохранить» и «Сохранить как». Мы не заботимся о точности воспоминаний, нам важнее, чтобы они были приятными.

Источник: Wired

(по ссылке - ссылки на агнлоязычные источники)

@темы: Уже не новости, Социальное, Психология, Люди

01:25 

<b>Шествие троллей</b>

Кимури
В теорию эволюции не надо верить - ее надо знать
Не естественнонаучное, но очень интересно, на мой взгляд.


Шествие троллей
14 октября 2015
Антон Гуменский
Как коммуникации разрушают дипломатию

А.В. Гуменский – преподаватель кафедры связей с общественностью факультета международной журналистики МГИМО.

www.globalaffairs.ru/number/Shestvie-trollei-17...

"Любая технология не хороша и не плоха, но и не нейтральна (Kranzberg, Melvin (1986). Technology and History: «Kranzberg’s Laws». Technology and Culture, Vol. 27, No. 3, pp. 544–560). Каждая технология предполагает определенное использование и способствует одним действиям больше, чем другим (McLuhan, Marshall (1964). Understanding Media: The Extensions of Man. McGraw-Hill). Ярким примером не нейтральности Интернета и того, что он располагает к броским спецэффектам, является троллинг – характерная манера общения, которая зародилась в сетевых субкультурах и сегодня стала де-факто одним из конвенциональных языков политической коммуникации.

Российская публика узнала, что «в МИДе работают живые люди, у которых есть нормальная реакция и чувство юмора», в 2013 г., когда на своей странице в Facebook строчкой из песни группы «Мумий Тролль»: «Я к тебе прорвусь, мон ами. Рациями, факсами, телефонами…» министерство обратилось лично к блогеру Антону Носику. И затем еще раз, когда в феврале 2014 г. в ответ на сообщение посла США Майкла Макфола о скором завершении работы на своем посту в твиттере @MID_RF появилась запись: «Прощайте, Михаил!».

Читатели этой публичной переписки разделились на два лагеря: одним ответ российских дипломатов показался остроумным, метким, оригинальным, другим – неадекватным, фамильярным, неуместным. Первые расценили такое прощание как вполне заслуженное, указывая на противоречивость отношений, сложившихся между Макфолом и принимающей стороной. Вторые – как вынос сора из избы и нарушение правил хорошего тона. Однако содержание этого общения было все же не настолько важным, насколько его форма: сам способ коммуникации и статус собеседников говорили о том, что если еще столетие назад языком дипломатов был французский, то теперь им стал троллинг.

Определение троллинга в официальные словари прочно пока не вошло. Поиск в Google ведет прежде всего на ресурсы с коллективным авторством – Википедию, Urban Dictionary, Lurkmore. Словарь Merriam-Webster отсылает к понятию, которое дало название искомому явлению – «ловля рыбы на приманку», и только сайт Oxford Dictionaries понимает, что именно ищут пользователи по слову “trolling”: «публикация намеренно оскорбительного или провокационного сообщения в Интернете с целью расстроить адресата или вызвать его гневную реакцию». Одним из наиболее лаконичных является вариант Urban Dictionary: «быть занозой, потому что ты можешь». Сходятся же авторы всех определений в том, что главная цель троллинга – это «баттхёрт», т.е. стресс, фрустрация, гнев, ярость оппонента. К троллингу прибегают, чтобы уязвить, «достать» собеседника, в идеале – вывести его из себя, спровоцировать на агрессию, выставить неуравновешенным грубияном. В статье The New York Times 2008 г. «Тролли среди нас» это объясняется так: «Удовольствие наблюдать за тем, как кто-то сходит с ума перед своим компьютером за 2 тыс. миль от тебя, пока ты болтаешь с друзьями».

Стена плача

Главное, что делают тролли – расшатывают границы допустимого. Специально, конечно, ни российские дипломаты, ни какие другие троллингом не занимаются – «просто отвечают в той же стилистике, в которой к ним обращаются». Однако в этом и проявляется специфика Интернета как особой среды, которая задает формат коммуникации, стандарты взаимодействия, диктует свои правила, поэтому и не нужно ничего делать «специально» – достаточно просто адаптироваться к предлагаемым условиям...."

@темы: Люди, Психология, Социальное, Ссылки

02:04 

Кимури
В теорию эволюции не надо верить - ее надо знать
📎Станислав Дробышевский
(кандидат биологических наук, доцент кафедры антропологии биологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, научный редактор портала "Антропогенез.ру")

Проблем преподавания биологии в наших школах, на мой взгляд, три.

Первая — устаревшие данные в учебниках. Например, до сих пор в предках человека, согласно учебникам, числится дриопитек, тогда как такая точка зрения устарела как минимум в начале XX века. Примеры можно легко умножать для любого раздела биологии. Современные данные учитываются в учебниках очень редко. Кстати, по этому показателю отечественные учебники резко контрастируют, например, с американскими. Кроме того, расположение разделов по классам достаточно странное. Как известно, первой идет ботаника. Видимо, считается, что про цветочки детишкам понять гораздо проще, чем про зверюшек, а про зверюшек проще, чем про человека и обобщающие теории. Из практики же следует иное. Ботаника в реальности, во-первых, довольно сложна, во-вторых, бывает весьма скучна и отбивает интерес у детей к биологии вообще. Лучше же всего биологические закономерности преподаются на примере человека.

На мой взгляд, весь курс биологии должен строиться не так, как ныне. Не надо бояться, что дети не поймут теорию, ее надо преподавать параллельно фактологии про цветочки, зверюшек и человека. Сейчас же факты идут в отрыве от теорий, в итоге дети не запоминают первых и не понимают вторых. Проблема с учебниками потенциально легко решаема, хотя я не верю, что она будет скоро решена на практике; проблема с программами тоже разрешима легко, но инерция системы, как мне кажется, не позволит ввести перемены еще лет сто, не меньше.

Вторая значительная проблема — квалификация учителей. Биология — одна из самых быстроразвивающихся наук, а учителя сами учились либо много лет назад, либо по учебникам, написанным много лет назад. В итоге они часто не знают новейших достижений, а иногда сами плохо понимают биологические закономерности. Это уже проблема педагогических вузов, причем крайне трудноразрешимая. Помочь могли бы обновленные курсы в таких вузах (эффект скажется лет через 5–10), либо курсы повышения квалификации (только кто будет на них преподавать в масштабах всей страны?).

Третья проблема — низкий имидж науки вообще и биологии в частности и, как следствие, низкий интерес у школьников к предмету. Это уже сложность государственного масштаба. Тут могла бы помочь усиленная популяризация и пропаганда науки. Сейчас вроде бы идет движение в эту сторону, хотелось бы, чтобы оно развивалось и впредь. Как итог: проблем немного, и они решаемы, но в нынешних условиях надежда на кардинальное и быстрое улучшение слаба. Остается порадоваться, что заинтересованных и способных школьников хватает, а возможностей для самообразования ныне больше, чем когда-либо за всю историю.
vk.com/skepdic

@темы: Биология, Социальное

главная