Научно-популярные новости и всякости от Кимури

Записи с темой: Люди (список заголовков)
16:10 

Нил Гейман о чтении

Кимури
В теорию эволюции не надо верить - ее надо знать
«Людям важно объяснять, на чьей они стороне и почему, а также пристрастны ли они. Своего рода декларация интересов. Итак, я собираюсь поговорить с вами о чтении. О том, что чтение художественной литературы, чтение для удовольствия является одной из самых важных вещей в жизни человека.

И я, очевидно, очень пристрастен, ведь я - писатель, автор художественных текстов. Я пишу и для детей, и для взрослых. Уже около 30 лет я зарабатываю себе на жизнь с помощью слов, по большей части создавая вещи и записывая их. Несомненно я заинтересован, чтобы люди читали, чтобы люди читали художественную литературу, чтобы библиотеки и библиотекари существовали и способствовали любви к чтению и существованию мест, где можно читать.

Так что я пристрастен как писатель. Но я гораздо больше пристрастен как читатель.

Однажды я был в Нью-Йорке и услышал разговор о строительстве частных тюрем — это стремительно развивающаяся индустрия в Америке. Тюремная индустрия должна планировать свой будущий рост. Сколько камер им понадобится? Каково будет количество заключенных через 15 лет? И они обнаружили, что могут предсказать все это очень легко, используя простейший алгоритм, основанный на опросах, какой процент 10 и 11-летних не может читать. И, конечно, не может читать для своего удовольствия.

В этом нет прямой зависимости, нельзя сказать, что в образованном обществе нет преступности. Но взаимосвязь между факторами видна.

Я думаю, что самые простые из этих связей происходят из очевидного.

Грамотные люди читают художественную литературу.

У художественной литературы есть два назначения. Во-первых, она открывает вам зависимость от чтения. Жажда узнать, что же случится дальше, желание перевернуть страницу, необходимость продолжать, даже если будет тяжело, потому что кто-то попал в беду, и ты должен узнать, чем это все кончится...в этом есть настоящий драйв. Это заставляет узнавать новые слова, думать по-другому, продолжать двигаться вперед. Обнаруживать, что чтение само по себе является наслаждением. Единожды осознав это, вы на пути к постоянному чтению.

Простейший способ гарантировано вырастить грамотных детей — это научить их читать и показать, что чтение — это приятное развлечение. Самое простое — найдите книги, которые им нравятся, дайте им доступ к этим книгам и позвольте им прочесть их.
читать дальше
sh-kaf.ru/load/37-1-0-469

@темы: Люди, Книги, Социальное

02:10 

Кимури
В теорию эволюции не надо верить - ее надо знать
В 2013 году психологи и неврологи Ливерпульского университета пришли к выводам, что сеансы чтения качественной художественной литературы оказывают на мозг эффект ракетного ускорителя. Исследователи просили добровольцев читать оригинальные и упрощенные выдержки из Шекспира, Вордсворта и Элиота. Реакция мозга на каждое новое слово отслеживалась при помощи магнитно-резонансной томографии. Снимки показали, что оригинальные тексты со сложными метафорами и синтаксисом провоцировали намного более сильный и длительный отклик, требовали большего объема работы мозга и стимулировали респондентов продолжать чтение.

Также выяснилось, что чтение поэзии особенно активизирует правое полушарие, в котором хранится автобиографическая память, помогающая читателю увидеть личностный опыт в свете прочитанного. «Исследования показывают, что литература в силах открывать новые горизонты сознания, формировать мысли, их грани и связи как у молодых, так и у взрослых людей», — заявил профессор английской литературы Филипп Дэвис.

В ходе другого исследования респондентам предлагалось прочесть отрывки из трех разных категорий литературы: «высоколобой» художественной литературы, бульварного чтива и нон-фикшна. После этого испытуемых попросили пройти пять тестов из области теории разума, которая изучает способность человека определять свои и чужие переживания — намерения, убеждения, желания. Результаты одного из тестов показали, что чтение любой художественной литературы по сравнению с нон-фикшном улучшает прохождение тестов, но во всех остальных четырех экспериментах эффект наблюдался исключительно после чтения сложных произведений. «Художественная литература — это не просто симуляция социального опыта. Это и есть социальный опыт», — рассказал The Guardian один из исследователей.

Еще один эксперимент показал, что во время моделирования описываемой сцены мозг читателя задействует те же нейроны, которые возбуждались бы, если бы эта сцена происходила в реальной жизни. Например, когда герой открывает дверь, возбуждаются нейроны, отвечающие за пространственное ориентирование. Это может означать, что опыт чтения для нас на самом деле куда более реален, чем может показаться на первый взгляд.

Бумага имеет значение

Читательские интернет-привычки могут сильно повлиять на восприятие текста за пределами сети — именно поэтому Николас Карр, Марианна Вулф и многие другие начали испытывать сложности при чтении художественной литературы. Значит ли это, что все большее количество людей рискует потерять навык вдумчивого чтения?

Пока что издательства все еще продолжают выпускать новые книги, их продолжают покупать, повсеместного распространения планшетов и электронных книг до сих пор не произошло. Кажется, нам все еще небезразлично, с каким носителем информации мы взаимодействуем — даже если мы сами этого не осознаем.
читать дальше

vozduh.afisha.ru/technology/reading-in-digital-...

@темы: Книги, Люди, Психология

01:58 

Дайджест палеоантропологических новостей

Кимури
В теорию эволюции не надо верить - ее надо знать
От Бориса Соколова, редактора Антропогенез.ру.
antropogenez.ru/article/859/

1. Уэсцы – предки неандертальцев… Кто бы мог подумать!


Наверное, самая громкая новость. Наконец-то расшифрована – конечно, далеко не полностью - ядерная ДНК гейдельбергских людей из Сима де лос Уэсос (Испания), возрастом 430 тысяч лет. Напомним, что в 2013 году был секвенирован их митохондриальный геном (выделенный из бедренной кости XIII). Интригой тогда оказалась близость уэсцев к денисовцам – а не к неандертальцам, на которых они так похожи! Однако митохондриальная ДНК, передающаяся только по женской линии, не отражает всех деталей эволюционной истории. Все ждали, что будет дальше.

Генетики во главе со Сванте Паабо попытались выделить из этого же бедра ядерную ДНК, но поскольку ее сохранность оказалась плохой, подключили дополнительные образцы - еще один фрагмент бедра, а также резец, коренной зуб и лопатку. Чтобы избежать загрязнения, все образцы вместе с вмещающей их осадочной породой хранились в охлажденных стерильных контейнерах. Эндогенная ДНК была выделена из всех образцов, однако из лопатки – в слишком фрагментарном виде. Из остальных двух образцов, для контроля, взяли митохондриальную ДНК, которая большей частью совпала с мтДНК из бедра XIII. Это значит, что все образцы генетически близки. Исследователи восстановили значительные фрагменты ядерной ДНК, полученной из бедра, резца и моляра - для этого им пришлось собирать «пазл» из кусочков длиной от 25 до 40 нуклеотидов. В итоге получились участки ДНК длиной от нескольких сотен тысяч до 3 млн. пар нуклеотидных оснований. Что же дал их анализ? В отличие от мтДНК, ядерный геном уэсцев показывает существенно бОльшую близость к неандертальцам, чем к денисовцам. Так что, как и по антропологическим данным, ядерная ДНК ставит уэсцев в предки к неандертальцам. Это значит, в том числе, что разделение неандертальцев и денисовцев произошло ранее 430 тыс. лет назад, а сапиенсы от них отделились еще раньше – по оценкам исследователей, от 550 до 765 тыс. лет назад. Ждем подробностей в Nature.

2. Секонд Хэнд из Начукуи

В начале года мир облетела весть о том, что в кенийском местонахождении Начукуи (пачка Ломекви 3), найдены орудия возрастом аж 3 млн. 300 тыс. лет (это на 700 тыс. лет удревняет орудийную деятельность наших предков). Ломеквийский орудийный комплекс активно изучается. В докладе археологи сообщают, что по их данным, один и тот же большой булыжник гоминиды использовали в течение двух или более эпизодов активности, причем для различных целей. Двойная патина, покрывающая артефакт, и некоторые признаки изношенности позволяют выделить несколько фаз, в которых булыжник применялся в качестве активного элемента (отбойник), затем как пассивный элемент (наковальня), при этом еще дополнительно обрабатывался. Вот так! Ломеквийские изготовители орудий уже были не лыком шиты, что позволяет предположить, что корни их орудийной деятельности лежат в еще более отдаленном прошлом.

3. Черпание водорослей: фу, как некультурно!читать дальше

@темы: Палеонтология, Люди

21:31 

Кимури
В теорию эволюции не надо верить - ее надо знать
"Человеческий мозг способен справляться с большим объёмом информации, но его работа имеет определённую цену. У людей возникают проблемы, когда появляется необходимость отделить важные данные от второстепенных, этот процесс утомляет. Нейроны, требующие для жизни кислород и глюкозу, быстро истощаются.

Каждое обновление статуса, которое вы читаете на Фейсбуке, каждый твит, каждое текстовое сообщение, которое вы получаете от друга, борется за ресурсы вашего мозга с более важными вопросами: надо ли обратить свои сбережения в акции, где вы оставили свой паспорт или как быстро прийти к взаимопониманию с другом, с которым вы поссорились."
Дэниел Левитин, нейробиолог

tjournal.ru/p/why-so-hard-to-pay-attention

"Многозадачность - лучший инструмент для производства гормона стресса кортизола".
lifter.com.ua/Pochemu-sovremenniy-mir-ploh-dlya...

По второй ссылке большая статья о ловушках многозадачности и механизме интернет-зависимости, не дающаяся к копированию.

@темы: Всякий хай-тек, Люди, Психология

21:55 

Кимури
В теорию эволюции не надо верить - ее надо знать
Валерий Кувакин: Лженаука — диагноз обществу


Профессор Валерий Кувакин рассматривает лженауку как форму социального заболевания, против которого нужно вырабатывать иммунитет. В интервью рассказывается, как противостоят лженауке на Западе и какой ущерб она наносит России. Особо затрагивается вопрос о целительстве и гуманитарных лженауках.

Валерий Александрович Кувакин, доктор философских наук, профессор кафедры истории русской философии философского факультета МГУ входит в состав Комиссии по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований при Президиуме РАН с самого ее создания в 1998 году. Данное интервью было впервые опубликовано 28 сентября 2015 года на сайте STRF.ru. Вопросы задавала Ксения Болохова.

— Валерий Александрович, расскажите, пожалуйста, какими особыми приметами обладают лженаучные теории?

— Лженаука — это достаточно сложное социальное явление. К ее проявлениям относятся, с одной стороны, идеи, которые претендуют на статус научных, но таковыми не являются. С другой, изобретения, авторы которых утверждают, что они созданы на основе новых законов, которые не вписываются в существующую картину мира.

И, естественно, по результатам научной, подчеркиваю, свободной и независимой научной экспертизы, лженаучные заявления оказываются несостоятельными, хотя они могут содержать определенные здравые идеи. На сегодня не существует четкой демаркации между лженаукой и паранормальными верованиями. Некоторые лжеученые не чужды мистики, а экстрасенсы могут апеллировать к авторитету науки. Но все эти феномены объединяет ложь и мошенничество, тем самым они угрожают нашему обществу. Я бы сказал, что это проявления деструктивных тенденций в отечественной культуре, вернее, это антикультура. В геополитическом смысле это угрожает безопасности России, поскольку ослабляет ее цивилизационную конкурентоспособность

Действительно, как ни крути, планетарный социальный мир конкурентен, и как только какая-то цивилизация ослабевает, то она постепенно, а порой и быстро исчезает не без «помощи» других более жизнестойких общественных организмов. Иммунитет цивилизационного выживания ослабляют наркомания, пьянство, другие социально обусловленные болезни, вроде СПИДа и туберкулеза, но и лженаука тоже. Это одна из социальных болезней. Как сказал Сергей Петрович Капица еще в 1990-е гг., для России масштабная лженаука оказалась еще и новой формой организованной преступности.читать дальше

@темы: Люди, Психология, Социальное

22:02 

Кимури
В теорию эволюции не надо верить - ее надо знать
Рожденные пугливыми
В прошлом номере New Scientist вышла интересная статья, посвященная последним исследованиям в области ЭПИГЕНЕТИКИ: Born scared: How your parents' trauma marks your genes ("копипаста" статьи)

Это новое быстро развивающее направление науки изучает гены, которые по определенным причинам "включаются" и "выключаются". К примеру, ген, который ответственны за производство белка в коже работает, а остальной набор генов остается неактивным. Включение-выключение генов происходит это на химическом уровне в ДНК, скажем, за счет появления новых функциональных (например, метильных) групп в ДНК.
Эпигенетические изменения в организме происходят в течение всей жизни. Однако, в последнее время появляется все больше исследований, говорящих о унаследованых изменениях.


Проще говоря, ученые взялись за выяснение механизмов приобретенной/передающейся в течение жизни наследственности. То есть: если мама (даже до беременности) курит, то ребенку это выйдет боком.Или мама во время беременности испытывает стресс - на бытовом уровне люди давно заметили, что ребенок от этого может оказаться нервным или быть менее психически здоровым, чем его родители.

Собственно, вся история в статье крутится вокруг гормона стресса - адреналина. И гормона - кортизола- который выделяется для подавления стресса (когда опасность прошла). Механизм действия кортизола заключатеся к связыванию с глюкокортикоидными рецепторами в гиппоталамусе (см картинку).

Низкий уровень кортизола связывают с пост-травматическим стрессовым растройством PTSD (post-traumatic stress disorder). Людей, переживших сильный стресс как-бы не отпускает пережитое, и на биохимичесоком уровене уровень кортизола у таких людей обычно понижен. Люди с высоким уровнем кортизола обычно склонны к агрессии, или агрессивны и пугливы.

Факты складываются в интересный паззл:

Люди:
- процент людей с PTSD среди переживших холокост выше, чем в среднем, уровень кортизола у них понижен;
- однако, дети переживших холокост тоже имеют пониженные уровень кортизола;
- у обижаемых в детстве людей (в последствии покончивших с собой) было меньшее количествоглюкокортикоидных рецепторов;
- из 38 женщин, переживших атаку 11 сентября 2001 года в Нью Йорке и бывших в то время беременными, у половины обнаружен PTSD и пониженный уровень кортизола. У их родившихся (9ти месячных) детей уровень кортизола тоже понижен;
- в Финляндии популярны лакричные конфеты,в которых содержится глицирхизин (glycyrrhizin), - он блокирует в плаценте энзим , который разрушает кортизол матери и уменьшает уровень кортизола, доходящего до плода. То есть женщины, кушавшие лакричные сладости, в теории, должны были давать в утробе детям бОльшее количество кортизола. Их дети имель на 20% больше кортизола в пробах слюны и были более агрессивными и имель синдром дефицита внимания и гиперактивности;
- "недоедавшие" в утробе матери дети хорошо адаптированы к недоеданию во взрослой жизни. Дети же матерей, передавших во время беременности, имеют высокие шансы заиметь лишний вес.
- робкие и застенчивые дети из неблагополучных районов в Канаде имели невысокие шансы оказаться в последствие в тюрьме или быть убитыми;
- при недоедании кортизол "говорит" печени пускать в расход белки, а печени - запасать натрий. И организм в такие периоды не производит много кортизола, но наоборот - медленее разрушает кортизол в печени и почках;
- чем в более молодом возрасте дети переживали концлагери, тем менее активны у них энзимы, разрушающие кортизол в печени и почках;



Крысы:
- два типа матерей: заботящиеся о своих крысятах, и те, которые их бросают. Последние, выросшими, имеют пониженный уровень кортизола и обладают "гипербдительнотью" и пугливы (прямая аналогия с людьми), что однако повышает их шанисы на выживание
-брошенные матерями крысята имеют меньше глюкокортикоидных рецепторов - у них их развилось меньше, и это способствует продолженным во времени стрессам.
- у беременных крыс, которым вводили глюкокортикоиды, наблюдались изменения в метаболизме. У их потомства наблюдались аналогичные изменения. Однако, у последующего поколения изменения отсутствовали.

Психо-Биохимию мозга будут еще долго изучать и пытаться понять, хотя многие открытия предугадываются "жизненным опытом" старшего поколения.

dr-dudin.livejournal.com/188841.html

@темы: Люди, Психология, Уже не новости

15:36 

Кимури
В теорию эволюции не надо верить - ее надо знать
Ученые получают все больше данных о связи ДНК и человеческого поведения.

Скоро вместо гороскопов и психологических тестов мы будем заглядывать в хромосомы. Наука уже накопила немало сведений о том, как связаны гены человека и его психика. Если верить представителям науки психогенетики, то агрессия, альтруизм, интеллект и множество других качеств определяются не только воспитанием, но и наследственностью.

Сейчас можно работать с ДНК и искать, какие молекулы контролируют поведение… Наука будет объяснять то, что мы сейчас не понимаем, — поведение, эти слова знаменитый нобелевский лауреат Джеймс Уотсон сказал в интервью «Русскому репортеру», когда два года назад приезжал Москву. Речь шла о том, каких значительных открытий стоит ждать.

Еще совсем недавно для изучения связи генов и психики существовал только один инструмент — однояйцовые близнецы. Ученые буквально охотились за братьями или сестрами, которым повезло родиться с одинаковым набором генов. Особенно ценными считались те экземпляры, которые воспитывались в разных семьях: только в этом случае можно относительно четко отделить влияние среды от вклада генов. Да и то подобные эксперименты до конца корректными назвать нельзя, ведь семьи-то хоть и разные, но, как правило, относящиеся к одной и той же культуре. Вот если бы один ребенок с младенчества рос в семье американского миллионера, а его однояйцового брата-близнеца воспитывал индийский крестьянин, тогда данные были бы объективными.

Но революция в молекулярной биологии не оставила в стороне поведенческие науки. С 1990-х годов идет поиск конкретных генов, влияющих на поведение и характер.

Еще в школьном курсе биологии нас учили, что один и тот же ген может присутствовать в разных вариантах — помните историю про монаха Менделя и цветки фасоли? Человеческая психика — явление не такое простое, как окраска цветка. Но особенности личности можно померить с помощью тестов. А потом посмотреть, какой вариант того или иного гена присутствует в хромосомах.

Конечно, не все так просто. На каждую черту характера могут влиять сотни генов. Не нужно забывать и о том, что наследуются не сами психические качества, а биологические факторы, влияющие на них. Роль генов больше всего напоминает регулятор громкости радиоприемника: можно усилить или ослабить звук, но слова песни от этого не изменятся. Точно так же гены могут увеличивать агрессивность человека, но куда он направит эту агрессию — на битье морд или на сочинение триллеров, — зависит от воспитания, образования и культуры.
читать дальше

@темы: Медицина, здоровье, Люди, Биология

16:30 

Кимури
В теорию эволюции не надо верить - ее надо знать
Социальные сети – упущенный шанс?

Сетевое общество, сетевая экономика, сетевая культура… Очень многие возлагали и продолжают возлагать надежды на то, что сетевые технологии сделают мир лучше. Но раздаются и скептические голоса. Сеть деградирует и превращается в копию оффлайнового общества. Продолжится ли эта деградация дальше – зависит от разработчиков сетевых решений и от того, каким решениям отдадут предпочтение пользователи. Свою позицию на этот счет аргументирует для читателей блога «Идеи из будущего» ИТ-предприниматель Дмитрий Гончаров.
читать дальше

@темы: Техника, Разное, Люди, Всякий хай-тек

02:26 

Кимури
В теорию эволюции не надо верить - ее надо знать
Куда исчезают одарённые девочки?

Источник: Глава из книги «Психология одаренности детей и подростков» (Под ред. Н.С. Лейтеса)

Исследования, развернувшиеся в 70-е годы, раскрыли роль социально-психологических факторов в нереализации одаренности женщин.
Исчезающая одаренность

Проблема «исчезающей» одаренности девочек весьма непривычна для тех, кто вырос в атмосфере «бесполой» педагогики и деклараций о равенстве полов. Рождается равное число одаренных девочек и мальчиков, но с возрастом одаренность девочек постепенно превращается в миф или в исключение из правила.
Согласно данным Барбары Кларк (1983 г.) по меньшей мере половину всех одаренных детей, выявленных в начальной школе, составляют девочки. К моменту перехода в старшие классы их оказывается меньше четверти. Во «взрослом» мире женщина-руководитель, лидер в образовании или промышленности, науке или политике — относительно редкий случай. В чем же дело?

Проблема реализации способностей женщин была поставлена Л. Холлингуорт, в 30-е годы начавшей исследование уровней умственного развития девочек и мальчиков. Проведенный ею анализ данных, полученных Л.Терменом, показал отсутствие значимых различии в интеллекте представителей разных полов. Так, по тесту Станфорд-Бине девочки опережали мальчиков во всех возрастах вплоть до четырнадцати лет. Наивысшие баллы в этом исследовании принадлежали девочкам.

Закономерным следствием стал вопрос, чем обусловлено малое число женщин среди выдающихся деятелей всех времен и народов, если в детстве они, по крайней мере, не уступают в интеллектуальном развитии мальчикам.

Часть выводов, сделанных Л. Холлингуорт, стала вкладом в психологию одаренности. Во-первых, это доказательство ложности наложения «талант всегда пробьется»: исследовательница показала огромное значение образования в реализации высоких способностей. Во-вторых, неправомерность отождествления больших достижений с высоким интеллектом.

Исследования, развернувшиеся в 70-е годы, раскрыли роль социально-психологических факторов в нереализации одаренности женщин. Современное общество, все его институты, включая семью, среднюю и высшую школу, пронизано полоролевыми стереотипами — устоявшимися представлениями о женственности и мужественности, жестко предписывающими, как должны себя вести, выглядеть и какие особенности проявлять мужчины и женщины, и соответствующими ожиданиями. Вследствие этого девочки и мальчики растут в двух разных мирах.
читать дальше

@темы: Уже не новости, Социальное, Психология, Люди

14:10 

Кимури
В теорию эволюции не надо верить - ее надо знать
betrunkenfee.livejournal.com/56624.html

Человек в депрессии. Инструкция для него и его близких.

Фрагмент:

Пятое, мне подсказывает спецагент с той стороны, Катерина,
Человек в депрессии может очень бодро врать, что он рад и счастлив. Если он боится быть слабым, навязчивым, неудобным и неприятным, не может позволить себе жаловаться и просить о помощи. Если вокруг от него требуют, чтобы он был бодр и весел, и гнобят за нахмуренный и усталый вид.
Я помню, как бодро вопила в телефон, что нет-нет, мне весело, писала смс с кучей смайликов, шутила и смеялась на дружеской тусовке. А внутри был ад. И, приходя домой, я падала лицом вниз, если повезет, то на кровать, и рыдала полночи.
Я не знаю, что с этим можно сделать, если вы не живете вместе. Может быть, поможет готовность принимать близкого человека любым, в слезах и в печали, с проблемами и приступами хандры. И как можно чаще говорить: «Ты мне дорог. Я хочу, чтобы ты был счастлив. Ты можешь доверить мне свои тяжелые мысли. Я тебя не оставлю. Я тебе помогу, если надо». И быть действительно готовым подставить плечо и подать руку.


Шестое, неочевидное
А это бывает сложно. Потому что «паранойя — лучший друг панической атаки» ©Катерина.
Паранойя - это не только про пришельцев и ФСБ (потом отдельно и развернуто напишу). В трех словах: вокруг все враги. Мама, папа, учительница, водитель такси, медсестра, продавщица пива, любовник, кошка, плюшевый медведь. Они меня не любят, презирают, высмеивают, стремятся унизить и уничтожить. Даже если помогают, заботятся, утешают, то в глубине души все равно...
Доводы разума не помогают. Я все и всех слышала иначе, придумывала за окружающих тайные смыслы простых слов, находила фальшь и сарказм даже в обычном «Доброе утро!»
Это конкретное когнитивное нарушение, как в случае с чувством вины. И даже если вы будете рядом, кормить с ложечки и вытирать слезки полгода без перерыва, все равно вы будете для человека опасны. Все равно вы хотите, чтобы его не было, Все равно вам нельзя верить. Верить вообще можно только обвинениям и ругани.
Такое восприятие реальности может вас очень деморализовать и даже обидеть. Но срываться нельзя, иначе вы только докажете, что и правда желаете зла.
Это очень сложно.


Седьмое, терминология
Вот такая еще штука — ангедония при дисфории (а дисфория это антоним к эйфории). Когда еда только способ получения энергии, секс исключительно на автомате «для галочки», а спать вообще ужасно, потому что назавтра же просыпаться сюда же! В эту вот реальность, где есть болезнь. Бессонница, впрочем, тоже радости не доставляет.
В особо тяжелых случаях, я была настолько «закрыта» для ощущения радости и комфорта, что могла лежать на дощатом полу, есть неважно что, без вкуса и без запаха, не мыть голову неделю, хотя и чешется. То есть не просто не стремиться получать удовольствие от жизни, а не видеть разницы между хорошим и плохим.
В дополнение, чтобы совсем нескучно было, есть отсутствие побуждающего начала и силы воли в придачу, двигательная заторможенность, высокая утомляемость, упадок сил. Когда даже может и хочется что-то, но начать делать никак не получается. Человек устает даже от того, что моргает и дышит (погуглите теорию ложек, там очень ясно написано, хоть и про обычные, физические болезни). Ну никак. Вместе с дисфорией и ангедонией они и составляют депрессивную триаду — ядро болезни.
В общем, плохо все.

@темы: Уже не новости, Ссылки, Психология, Люди

02:13 

Кимури
В теорию эволюции не надо верить - ее надо знать
Восемь женщин в науке, о которых стоит рассказать дочери
ria.ru/science/20130306/926056797.html
МОСКВА, 6 мар — РИА Новости, Ольга Добровидова.

Маленькой сестре будущего великого физика Ричарда Фейнмана Джоан ее бабушка однажды сказала, что женщины не могут заниматься наукой, "потому что их мозги не могут ее осилить". Джоан, уже тогда помогавшая брату в его первых экспериментах и обожавшая науку, долго плакала — даже контраргумент в лице Марии Кюри не мог ее утешить, потому что Кюри, дважды лауреат Нобелевской премии, казалась девочке совершенно мифологическим персонажем.

На 14-летие Ричард Фейнман подарил сестре учебник по астрономии, на 407-й странице которого Джоан обнаружила цитату из книги Сесилии Пейн — без сомнения, женщины, "осилившей" науку. С этой страницы и вообще со всей уже ставшей хорошо известной истории началась карьера Джоан Фейнман как геофизика и астрофизика, более 40 лет проработавшего в американских университетах и НАСА.

Специально для тех, кто согласен с бабушкой Джоан, РИА Новости в преддверии Международного женского дня представляет семь — из множества — женщин-астрономов, физиков, биологов и математиков, которые вполне заслуживают того, чтобы быть не менее знаменитыми, чем Софья Ковалевская и "мифологическая" Мария Кюри.

Сесилия Пейн-Гапошкина


Кумир Джоан Фейнман, британка Сесилия Пейн (1900-1979) закончила Кембридж, где изучала физику, однако степени не получила — один из крупнейших мировых научных центров начал присуждать их женщинам только в 1948 году. 19-летнюю Пейн так впечатлила лекция астронома Артура Эддингтона о его наблюдениях солнечного затмения, что она решила стать астрономом. Но шансов добиться чего бы то ни было на родине она не видела и в 1923 году переехала в США, где поступила в Гарвард.
читать дальше

@темы: Люди, Социальное, Уже не новости

02:22 

Кимури
В теорию эволюции не надо верить - ее надо знать
Основы научного феминизма
nplus1.ru/news/2015/08/05/fem


Январь 1958 года, Wall Street Journal пишет о недавно анонсированной государственной программе стипендий, в рамках которой правительство США полностью или частично оплатит учебу 10 тысячам студентов, проявивших себя в математике и естественных науках.

Чиновники ожидают, что примерно треть стипендий достанется девушкам. Wall Street Journal в лице его корреспондента Артура Лэка обеспокоен: поступив в колледж, некоторые женщины бросают учебу, чтобы выйти замуж. Другие, закончив учиться, тоже выходят замуж, заводят детей и по крайней мере прерывают свою карьеру, а то и вовсе заканчивают ее, пишет корреспондент.

«Поэтому часть государственных денег неизбежно уйдет на подготовку ученых, которые экспериментируют только с разными видами стиральных порошков, и математиков, сфера деятельности которых ограничена сложением сумм в чеках за продукты», — написано на первой полосе WSJ.

Через две недели газета напечатала отклики читателей, в том числе критическое письмо активистки Американской ассоциации женщин-выпускниц университетов (AAUW) Сьюзен Сполдинг. Отметив довольно дикую аргументацию автора статьи, Сполдинг пишет: если женщины и вынуждены по семейным обстоятельствам уходить из науки (а уходят не все), то считать их образование напрасной тратой денег как-то странно. Эти женщины уходят, чтобы воспитывать детей, из которых потом получаются ученые, и в целом ведут себя как образованные граждане своей страны.

За 70 с лишним лет до этого предшественница AAUW, Ассоциация выпускниц колледжей, провела корпоративный опрос и вместе с бюро статистики штата Массачусетс пришла к выводу: поразительно, но нет, что бы там ни говорили некоторые видные мужи, не похоже, что университетское образование неизбежно приводит к проблемам с женским здоровьем и бесплодию.

Итак, в эфире «Еще пятьдесят способов доказать, что ты не верблюд», или обещанные истории о женщинах и мужчинах в американской науке.

Бостонская рулетка

Профессор MIT Нэнси Хопкинс долго работала с вирусами — вместе с Джеймсом Уотсоном и Барбарой Макклинток, например. А потом, в 1989 году, поработав в лаборатории будущего нобелевского лауреата Кристианы Нюсляйн-Фольхард, внезапно решила переключиться на рыбок данио-рерио (в англоязычных источниках известных как zebrafish). Это сейчас они стали общепризнанным модельным организмом, а тогда это был волнующий передовой край науки.

Поработав с перспективными рыбками несколько лет, Хопкинс подумала, что ей тесновато в ее лаборатории, и попросила выделить ей еще 18,5 квадратных метра офисной площади в дополнение к имевшимся 140 (здесь и далее все пересчитала из квадратных футов).

Ей отказали. А потом отказали еще раз и еще раз.

Если бы Нэнси Хопкинс работала в сферическом вакууме, то это, наверное, показалось бы ей просто досадным недоразумением, но рядом с ней были коллеги-мужчины, которые таких проблем никогда не испытывали. Хопкинс, которая всю звездную научную молодость отмахивалась от феминизма, считая, что она-то Не Такая (об этом она потом, смеясь, рассказывала в интервью), насторожилась.

Профессор Хопкинс подошла к вопросу строго: взяла рулетку — вот ту что справа — и пошла по кабинетам.

Оказалось, что в среднем ее более молодые и «зеленые» коллеги-мужчины имели лаборатории площадью около 186 квадратных метров. Мужчины же ее ранга и академических заслуг ютились в лабораториях площадью от 279 до 557 квадратных метров.
читать дальше

(по ссылке больше фотоиллюстраций)

@темы: Люди, Психология, Социальное, Уже не новости

02:26 

Кимури
В теорию эволюции не надо верить - ее надо знать
Made in China. В Китае найдены зубы Homo sapiens возрастом 80 тысяч лет

А.Соколов
antropogenez.ru/single-news/article/523/
Какими путями современный человек, выйдя из Африки, расселялся по свету? Видимо, сначала наши предки двинулись на восток и пришли в южную Азию, откуда добрались до Австралии чуть ли не раньше, чем их западные родичи – до Европы. Неудивительно: на юго-востоке тропики, а на севере холодно и грустно; в Европе к тому же сидели недружелюбные неандертальцы и совсем не хлебом-солью встречали африканских гостей.



Схема расселения Homo sapiens из Африки через Аравийский полуостров и восточное Средиземноморье, с учетом новых находок. Источник: Dennell, 2015
antropogenez.ru/uploads/pics/Fuyan1.jpg

В итоге, до Европы люди современной анатомии добрались только между 40 и 50 тыс. лет назад. На Ближнем Востоке какие-то «почти сапиенсы» жили уже 100 тысяч лет назад, хотя, поскольку некоторые черты у них всё-таки не совсем сапиентные, роль их в становлении человечества неясна. Что касается заселения Азии, есть разные гипотезы. Некоторые исследователи — на основании генетических и археологических данных — полагают, что люди появились на юге Азии около 60 тысяч лет назад. Согласно другому сценарию, это могло происходить гораздо раньше, возможно, даже до извержения супервулкана Тоба на Суматре 74 тыс. л.н. Можно еще вспомнить мультирегионалистов, отстаивающих возникновение сапиенса прямо на территории Китая - из местных синантропов… В доказательство приводились некоторые черты китайских архаичных гоминид, роднящие их с современными монголоидами – например, уплощенное лицо и лопатовидные резцы. Это, конечно, совсем экзотика. Но какой сценарий верен?

Поиски самого древнего сапиенса в Евразии – своеобразное соревнование, длящееся десятилетиями. Его активные участники – китайские специалисты, время от времени они предъявляют миру очередного древнейшего предка. Но всякий раз то датировки спорные, то со стратиграфией беда, то останки настолько скудные, что не понять: сапиенс или не сапиенс? Например, нижняя челюсть из пещеры Чжижень на юге Китая в 2010 году преподносилась как такой самый-самый древний сапиенс. Но и разброс датировок там от 110 до 55 тысяч лет (ах как хочется, чтоб было 110!), и подбородочек настолько вялый, что вполне мог принадлежать какому-нибудь гейдельбергскому человеку.

В итоге, древнейшие достоверные сапиенсы к востоку от аравийского полуострова – это Тяньянь в Китае и Ниа на Борнео. Им обоим около 40 тыс. лет… (есть еще Там Па Линг в Лаосе возрастом, может быть, более 46 тыс.л., но с его датировками не всё гладко).
читать дальше

@темы: Палеонтология, Люди

17:03 

Родословное дерево человека

Кимури
В теорию эволюции не надо верить - ее надо знать
antropogenez.ru/tree/

Интерактивная родословная человека, известная на настоящий момент. Опубликована к пятилетнему юбилею портала "Антропогенез".

@темы: Люди, Палеонтология, Ссылки

23:40 

Про борьбу с лженаукой

Кимури
В теорию эволюции не надо верить - ее надо знать
Интервью председателя комиссии по борьбе с лженаукой, 2 части:
marss2.livejournal.com/1744845.html
marss2.livejournal.com/1744545.html

@темы: Люди, Разное, Ссылки, Уже не новости

01:25 

<b>Шествие троллей</b>

Кимури
В теорию эволюции не надо верить - ее надо знать
Не естественнонаучное, но очень интересно, на мой взгляд.


Шествие троллей
14 октября 2015
Антон Гуменский
Как коммуникации разрушают дипломатию

А.В. Гуменский – преподаватель кафедры связей с общественностью факультета международной журналистики МГИМО.

www.globalaffairs.ru/number/Shestvie-trollei-17...

"Любая технология не хороша и не плоха, но и не нейтральна (Kranzberg, Melvin (1986). Technology and History: «Kranzberg’s Laws». Technology and Culture, Vol. 27, No. 3, pp. 544–560). Каждая технология предполагает определенное использование и способствует одним действиям больше, чем другим (McLuhan, Marshall (1964). Understanding Media: The Extensions of Man. McGraw-Hill). Ярким примером не нейтральности Интернета и того, что он располагает к броским спецэффектам, является троллинг – характерная манера общения, которая зародилась в сетевых субкультурах и сегодня стала де-факто одним из конвенциональных языков политической коммуникации.

Российская публика узнала, что «в МИДе работают живые люди, у которых есть нормальная реакция и чувство юмора», в 2013 г., когда на своей странице в Facebook строчкой из песни группы «Мумий Тролль»: «Я к тебе прорвусь, мон ами. Рациями, факсами, телефонами…» министерство обратилось лично к блогеру Антону Носику. И затем еще раз, когда в феврале 2014 г. в ответ на сообщение посла США Майкла Макфола о скором завершении работы на своем посту в твиттере @MID_RF появилась запись: «Прощайте, Михаил!».

Читатели этой публичной переписки разделились на два лагеря: одним ответ российских дипломатов показался остроумным, метким, оригинальным, другим – неадекватным, фамильярным, неуместным. Первые расценили такое прощание как вполне заслуженное, указывая на противоречивость отношений, сложившихся между Макфолом и принимающей стороной. Вторые – как вынос сора из избы и нарушение правил хорошего тона. Однако содержание этого общения было все же не настолько важным, насколько его форма: сам способ коммуникации и статус собеседников говорили о том, что если еще столетие назад языком дипломатов был французский, то теперь им стал троллинг.

Определение троллинга в официальные словари прочно пока не вошло. Поиск в Google ведет прежде всего на ресурсы с коллективным авторством – Википедию, Urban Dictionary, Lurkmore. Словарь Merriam-Webster отсылает к понятию, которое дало название искомому явлению – «ловля рыбы на приманку», и только сайт Oxford Dictionaries понимает, что именно ищут пользователи по слову “trolling”: «публикация намеренно оскорбительного или провокационного сообщения в Интернете с целью расстроить адресата или вызвать его гневную реакцию». Одним из наиболее лаконичных является вариант Urban Dictionary: «быть занозой, потому что ты можешь». Сходятся же авторы всех определений в том, что главная цель троллинга – это «баттхёрт», т.е. стресс, фрустрация, гнев, ярость оппонента. К троллингу прибегают, чтобы уязвить, «достать» собеседника, в идеале – вывести его из себя, спровоцировать на агрессию, выставить неуравновешенным грубияном. В статье The New York Times 2008 г. «Тролли среди нас» это объясняется так: «Удовольствие наблюдать за тем, как кто-то сходит с ума перед своим компьютером за 2 тыс. миль от тебя, пока ты болтаешь с друзьями».

Стена плача

Главное, что делают тролли – расшатывают границы допустимого. Специально, конечно, ни российские дипломаты, ни какие другие троллингом не занимаются – «просто отвечают в той же стилистике, в которой к ним обращаются». Однако в этом и проявляется специфика Интернета как особой среды, которая задает формат коммуникации, стандарты взаимодействия, диктует свои правила, поэтому и не нужно ничего делать «специально» – достаточно просто адаптироваться к предлагаемым условиям...."

@темы: Люди, Психология, Социальное, Ссылки

13:45 

Кимури
В теорию эволюции не надо верить - ее надо знать
Большая коллаборация нейрофизиологов из Израиля, Германии, Швейцарии и США на основании анализа данных структурной магнитно-резонансной томографии мозга 1400 мужчин и женщин пришла к выводу, что не существует сугубо специфических особенностей центральной нервной системы, присущих тому или иному полу. Мозг каждого индивида представляет собой «мозаику» состоящую из черт, как более характерных для женщин, так и для мужчин или равным образом встречающихся у обоих полов. Работа опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.
Исследователи ставили себе цель выявить специфические, связанные с полом особенности мозга. Главный вопрос, на который хотели дать ответ ученые — можно ли говорить о «женском мозге» и «мужском мозге»? Утвердительный ответ можно было бы дать только в том случае, если будут обнаружены некие совокупности свойств, которые, например, встречаются в подавляющем большинстве случаев только в мозге женщин и имеют определенную внутреннюю консистентность — они всегда взаимосвязаны и проявляются вместе.

Чтобы отыскать такие черты и их обусловленные полом ансамбли, нейрофизиологии обобщили данные десяти исследований, проведенных в четырех разных университетах, включающие анализ толщины различных участков коры, общий объем мозга и его отделов. Полученные результаты ученые верифицировали посредством дополнительного анализа 1000 коннектомов — полных описаний структуры связей в центральной нервной системе у мужчин и женщин, созданных посредством метода трактографии.

Каждый набор данных анализировался сначала отдельно. Например, исследователи оценивали объем серого вещества в тех или иных участках мозга (с помощью метода воксельной морфометрии — подсчитывалось количество вокселей на единицу объема мозга).

Выяснилось, что из 116 изученных регионов только в 10 наблюдаются существенные анатомические отличия между мужчинами и женщинами. Далее на основании полученных количественных оценок строилось распределение. Оказалось, что значительные различия в анатомии отмечались только в 28 процентах всех изученных нервных систем, при этом внутренняя консистентность (одновременное появление анатомических различий в 8-10 зонах) наблюдалось только у 5,8 процентов индивидов. Аналогичным образом были изучены и все остальные данные.

В конечном итоге нейрофизиологи пришли к следующему выводу: отличия в анатомо-морфологической структуре мозга женщин и мужчин существуют, однако не наблюдается каких-либо решающих признаков или их комбинаций, позволяющих говорить о специфически «мужском» или специфически «женском» мозге. Даже если выстроить все особенности нервной системы в единый континуум, где на одном полюсе будут женщины, а на другом мужчины — мы не обнаружим значительного смещения тех или иных характеристик в сторону одного из полюсов. Иными словами, есть особенности мозга чаще встречающиеся среди женщин, а есть — чаще наблюдающиеся у мужчин, однако и те, и другие могут проявляться и у противоположного пола. В то же время каких-либо устойчивых ансамблей такого рода признаков практически вообще не существует.
Ранее считалось, что у мужчин более тесно связаны передние и задние отделы одного полушария, в то время как у женщин значительно лучше развита межполушарная взаимосвязь. Новое исследование ставит под вопрос столь категоричную постановку проблемы. По мнению авторов работы, нельзя говорить о мозге в терминах бинарной оппозиции «мужское/женское», так как мозг любого индивида — это «мозаика» из черт, присущих обоим полам, но выраженных в разной степени.
nplus1.ru/news/2015/12/01/no-matter

@темы: Биология, Люди, Медицина, здоровье

00:11 

Кимури
В теорию эволюции не надо верить - ее надо знать
30 октября 2007 года в возрасте 42 лет умерла шимпанзе Уошо, первая и самая знаменитая среди «говорящих» обезьян. Разговоры с Уошо далеко еще не осмыслены и могут перевернуть наши представления о месте человека среди других животных.

budilnik.livejournal.com/67981.html

Людям всегда хотелось научиться понимать язык зверей и птиц, но вышло так, что животные первыми выучили язык людей. Честь «первого контакта» - разговора представителей разных видов, осуществившегося в конце 1960-х годов, принадлежит шимпанзе Уошо и её воспитателям – супругам Аллену и Беатрисе Гарднерам.

К тому времени уже давно было известно, что животные способны мыслить - то есть решать задачи «в уме», придумывая новые варианты поведения, а не только методом «проб и ошибок», путем перебора известных им способов действия. Это доказал немецкий психолог Вольфганг Кёлер, проводивший свои знаменитые исследования интеллекта шимпанзе ещё в начале 20-го века. Широкую известность получил, например, эксперимент, в котором обезьяна после ряда неудачных попыток сбить высоко висящий банан палкой или достать его, взобравшись на ящик, садилась, «задумывалась», а потом неожиданно вставала, ставила ящики один на другой, взбиралась на них с палкой и сбивала банан.

Эти опыты вдохновили учёных на первые попытки «очеловечить» обезьян. В 30-е годы супруги-психологи Кэллог взяли на воспитание детёныша шимпанзе по кличке Гуа, который рос вместе с их годовалым сыном Дональдом. Родители старались не делать различий между «детьми» и общаться с ними одинаково. Но добиться особых успехов в воспитании Гуа им не удалось, а вот Дональд, всё свободное время проводивший с шимпанзе, стал обезьянничать – развитие его речи замедлилось, зато он научился в совершенстве подражать крикам и повадкам Гуа, и даже стал вслед за ним стал обгрызать кору с деревьев. Испуганным родителям пришлось прекратить эксперимент, Гуа отправили в зоопарк. Другой паре психологов, супругам Хейс, воспитывавшим шимпанзе Вики, с огромным трудом удалось научить её говорить лишь несколько слов – «мама», «папа», «чашка».

Лишь в 1966 году этологи Аллен и Беатриса Гарднеры, просматривая фильмы о Вики обратили внимание на то, что та хотела и могла общаться с помощью знаков: например, Вики очень любила кататься на машине, и чтобы донести своё желание до людей, придумала приносить и вручать им изображения автомобилей, которые она вырывала из журналов. Неспособной к речи её делал не недостаток ума, а устройство гортани, не позволяющее обезьянам произносить большую часть человеческих звуков. И тогда Гарднерам пришла в голову идея обучить шимпанзе языку жестов, которым пользуются глухонемые. Так начался «проект Уошо».

Уошо и её семья

Первая леди в мире шимпанзе была 10-месячным детёнышем, пойманным в Африке. Первоначально её предполагали использовать в космических исследованиях, - судя по всему, она была просто рождена для славы. В 60-е, эпоху всеобщего увлечения «расширением сознания», попытка расширить сознание шимпанзе была очень в духе времени.

Гарднеры воспитывали Уошо как собственного ребёнка, и вскоре выяснилось, что как и ребёнок, она любит учиться и общаться. Она не просто запоминала жесты, при помощи которых к ней обращались приёмные родители, а задавала вопросы, комментировала собственные действия и действия своих учителей, сама заговаривала с ними. За первый год жизни с Гарднерами Уошо освоила 30 знаков-слов амслена - американского языка глухонемых, за первые три года – 130 знаков. Овладевая языком в той же последовательности, что и ребёнок, она научилась объединять знаки в простые предложения. Вот, например, Уошо пристаёт к одному из исследователей, чтобы он дал ей сигарету, которую тот курил, - «Дай мне дым», «Дым Уошо», «Быстро дай дым». В конце концов исследователь сказал «Попроси вежливо», на что Уошо ответила «Пожалуйста, дай мне этот горячий дым». Сигарету, ей впрочем так и не дали. Легко дались ей и такие чисто человеческие умения как шутить, обманывать и даже ругаться, - так, Уошо назвала одного из служителей, долго не дававшего ей пить «грязным Джеком».

Ругаться – дело не такое примитивное, как может показаться на первый взгляд, поскольку говорит о способности Уошо употреблять слова в переносном смысле, обобщать их значения. Именно на этой способности обобщать с помощью слов строится человеческая разумность. Оказалось, что Уошо строит обобщения не хуже, чем это делают маленькие дети, начинающие овладевать языком. Например, один из первых выученных ей знаков, - «Открой!» она применяла первоначально, когда хотела, чтобы ей открыли дверь комнаты, потом стала использовать его для открывания всех дверей, потом для ящиков, контейнеров, бутылок, и наконец, даже чтобы открыть водопроводный кран.

Уошо правильно использовала личные местоимения, представления о прошлом и будущем (в будущем её интересовали в основном праздники, такие как Рождество, которые она очень любила), порядок слов в предложениях (например, отлично понимала разницу между «Ты щекотать меня» и «Я щекотать тебя»). Придумывала собственные знаки или использовала комбинации знакомых знаков, чтобы назвать незнакомый предмет, - так Уошо назвала лебедя «птица вода», а елку на рождество «конфетное дерево. Иногда Уошо пыталась заговорить не только с людьми, но и с другими существами – однажды, когда за автомобилем в котором она ехала, с лаем погналась собака, Уошо, отчаянно боявшаяся собак, вместо того чтобы спрятаться, как она обычно делала, высунулась из окна и стала отчаянно жестикулировать «Собака, уходи!».

Тем временем в лабораторию Гарднеров привезли несколько других недавно появившихся на свет шимпанзе. Они быстро учились и вскоре начали общаться друг с другом на языке жестов. Когда у Уошо родился детёныш, он начал учится жестам наблюдая уже не за людьми, а за другими обезьянами. И не раз замечали, как Уошо правильно «ставит ему руку» — поправляет жест-символ.



Когда Гарднеры в 1970 г. закончили свою работу с Уошо, ей угрожала перспектива отправиться в один из биомедицинских центров – «на опыты», и если не погибнуть, то уж во всяком случае провести остаток дней в небольшой одиночной клетке. Её, а потом и других шимпанзе, проходивших обучение в этой лаборатории спас ассистент Гарднеров Роджер Футс, создавший «Обезьянью ферму», на которой и живёт теперь «семья Уошо» - колония говорящих обезьян, которая сейчас находится в Элленсбурге (штат Вашингтон) в организованном Футсом в 1993 г. Институте изучения коммуникации шимпанзе и человека. Наблюдения за поведением этой группы на протяжении почти 30 лет послужили богатейшим источником данных о поведении, обществе и субкультуре «говорящих» обезьян.


Селанные Футсом видеозаписи запечатлели обычное времяпрепровождение семьи Уошо. На одной из них сестры Мойя и Тату лежат на полу с журналом, который они держат ногами, потому что руки нужны для жестикуляции — для разговоров и комментариев к картинкам. Тату ищет фотографии мужских лиц и объясняет, что “Это друг Тату”, разнообразно варьируя эту романтическую тему. К ним подходят другие шимпанзе и с помощью жестов обсуждают цветные картинки, фасоны одежды и фото в журналах.

Горилла-профессор

Результаты исследований семьи Уошо казались совершенно невероятными, но в 70-е несколько групп независимых исследователей, работавших по разным программам и с разными видами человекообразных обезьян, подтвердили и дополнили эти данные. Пожалуй самой способной из всех 25 «говорящих» обезьян оказалась горилла Коко, живущая неподалёку от Сан Франциско со своей «приёмной матерью» доктором Пенни Паттерсон. Среди «говорящих» обезьян Коко – настоящий профессор: она употребляет, по разным оценкам, от 500 до тысячи знаков амслена, способна понять еще около 2000 знаков и слов английского языка, а решая тесты, показывает коэффициент интеллекта входящий в норму взрослого американца.

Впрочем, как и у других «говорящих» обезьян, основное развитие её речи и интеллекта происходило в первые годы жизни (талантливые обезьяны доходят в развитии речи до уровня двухлетнего ребёнка, а в некоторых отношениях – трёхлетнего). Вырастая, они во многом остаются подобны детям, реагируя по детски на жизненные ситуации и предпочитая игры всем другим способам времяпрепровождения.
Коко до сих пор играет в куклы и игрушечных зверей, и разговаривает с ними, смущаясь, правда, когда кто-то застаёт её за этим занятием.
читать дальше

@темы: Уже не новости, Психология, Люди, Животные, Биология

06:06 

Кимури
В теорию эволюции не надо верить - ее надо знать
Реклама имплантирует фальшивые воспоминания

Джона Лерер
uplift.io/articles/reklama-implantiruet-falshiv...
У меня неважная память на эпизодические события. Все свои дни рождения я помню как беспорядочную череду тортов и подарков. В своей семье я прославился тем, что часто путаю события собственного детства с событиями из жизни братьев и сестер.

Но одно событие запомнилось мне хорошо. Пятница, я сижу на футбольном матче, подозрительно напоминающем сериал Friday Night Lights. North Hollywood Huskies снова проигрывают. Мы с друзьями сидим на последнем ряду — шутим, сплетничаем, обсуждаем вступительные экзамены в колледж. И пьем Coca-Cola из изящных стеклянных бутылок. Моя память не зафиксировала тот вечер в деталях, но я хорошо помню вкус напитка, звон бутылок и отрыжку от углекислого газа. Будто Coca-Cola оплатила product placement в моей голове.

Самое интересное, что в тот день я не мог пить колу из стеклянной бутылки. Наша школа запретила напитки в стеклянной таре. Я был смирным ботаником и не осмелился бы нарушить правила. А значит в тот день бутылка была пластиковая.

Откуда мой мозг взял эту сентиментальную сцену? Скорее всего, из рекламы. Реклама акцентирует внимание на качествах самого продукта (никому нет дела до того, какой напиток лучше на вкус — Coca-Cola или Pepsi), а на ассоциациях с приятными воспоминаниями.

Прошлогоднее исследование подтверждает, что запоминающаяся реклама успешно обманывает гиппокамп (центр долговременной памяти). Как проходил эксперимент: 100 студентам представили попкорн Orville Redenbacher’s Gourmet Fresh Microwave Popcorn. Бренд был вымышленный, но об этом умолчали. Одной группе студентов показали текстовую рекламу с небольшим количеством изображений, расхваливающую вкусовые качества продукта. Другой группе показали высококачественный ролик про счастливых людей, наслаждающихся попкорном в гостиной. Затем участников эксперимента отвели в разные комнаты. В одной устроили анкетирование, никак не связанное с попкорном. В другой дали попробовать образцы другого вымышленного попкорна.

Через неделю исследователи проверили память участников эксперимента. Те, кто видел текстовую рекламу, крайне редко вспоминали, пробовали ли они попкорн. Те, кто видел высококачественный рекламный ролик, утверждали, что пробовали продукт, даже если на самом деле не пробовали. Они были абсолютно уверены в точности своих воспоминаний.

Ученые называют это «эффектом ложного опыта». Он возможен благодаря явлению реконсолидации памяти. Память — не инертное хранилище информации, это процесс. Мозг не воспроизводит воспоминание, он его воссоздает. Как спектакль в театре. Воспоминание хранится в том виде, в каком вы вспомнили его в последний раз. И оно может меняться под влиянием новых впечатлений. Разница такая же, как между кнопками «Сохранить» и «Сохранить как». Мы не заботимся о точности воспоминаний, нам важнее, чтобы они были приятными.

Источник: Wired

(по ссылке - ссылки на агнлоязычные источники)

@темы: Уже не новости, Социальное, Психология, Люди

14:58 

Кимури
В теорию эволюции не надо верить - ее надо знать
div align='right'>04.12.2015 в 13:20Пишет Волчица Юлия:

Интересная статья о чтении и читающих людях.
В советское время существовал очень устойчивый миф или даже шаблон о том, что Советский Союз — это самая читающая страна в мире. Это такая казенная отточенная формула, которая появлялась и в разного рода пропагандистских текстах, и в отчетах о количестве читателей советских библиотек и так далее. И в какой-то момент представление о самой читающей стране мира стало некоторой данностью, которая у всех в голове, и все знают, гордятся, что советские люди настолько тянутся к культуре и так много читают.
В постсоветское время этот устойчивый стереотип оказался под угрозой, потому что по целому ряду параметров стало складываться ощущение, что читать стали намного меньше, литература перестала играть ту роль, которую она играла, скажем, в годы перестройки, когда дефицитные книги представляли огромную ценность и сформировалась устойчивая практика коллекционирования книг даже в семьях, которые, скажем так, далеки от интеллигенции. Есть такой термин — «моральные паники», обозначающий устойчивые стереотипы в обществе, которые являются поводом для какого-то общественного беспокойства, и представление о том, что в России все перестали читать и что чтение перестало играть важную роль в жизни людей, — это типичная моральная паника, которая транслировалась и через средства массовой информации, и в речах многих политических деятелей и так далее.

Тем не менее серьезных исследований, пытающихся понять, в чем, собственно, проблема, что именно происходит с чтением, было не так уж и много. Основные источники представлений о том, больше или меньше читает нынешний россиянин, — это, как правило, социологические опросы, данные которых на самом деле, если посмотреть статистику за несколько лет, довольно сильно противоречивы. И у разных социологических служб представление о том, насколько все плохо или хорошо, довольно здорово различалось. При этом, как кажется, социологические опросы — недостаточный инструмент для того, чтобы разобраться в том, что же все-таки происходит с чтением в современном обществе, поскольку это что-то вроде средней температуры по больнице. Понятно, что это цифры, которыми легко оперировать, на несколько процентов меньше и так далее. Тем не менее то, что стоит за этими цифрами, зачастую непонятно.
читать дальше

postnauka.ru/video/55760

URL записи

@темы: Люди, Психология, Социальное

главная