Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных

Научно-популярные новости и всякости от Кимури

  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
Записи с темой: психология (список заголовков)
19:16 

О проституции. Статистика

Кимури
В теорию эволюции не надо верить - ее надо знать
Проституция и легализация. Отсюда, краткая статистика. В исходнике дано много ссылок на англоязычные источники в конце поста.

На протяжении последних дней с какими только профессиями не сравнивалась проституция – массажистки и преподаватели, психотерапевты и парикмахеры, строители и автомеханики.
Ниже данные из разных опросов проституток. Самый крупный проводился сразу в девяти странах -- Канаде, Колумбии, Германии, Мексике, ЮАР, Таиланде, Турции, Замбии и США. В этом опросе участвовали не только женщины, но и мужчины и трансгендеры.
читать дальше

@темы: Психология, Люди, Социальное

19:22 

Кимури
В теорию эволюции не надо верить - ее надо знать
"В исследовании Голдберга предрассудки испытуемых в отношении представителей их же собственной половой группы, привели студенток к низкой оценке интеллектуального труда других женщин. Однако воздействие предрассудков на угнетаемую группу может оказаться куда более коварным: оно может перейти из области восприятия в сферу реальной деятельности. Исследования показывают, сколь мощным может быть столкновение с предрассудком: индивиды, которых просто временно назначили на низкостатусную позицию в группе и зачислили в ряды меньшинства, на самом деле начинали отставать в выполнении заданий, требующих навыков и концентрации внимания.

Например, в работе Джона Джеммотта и Элиды Гонзалес ученики четвертого класса были разбиты на группы, состоящие из четырех человек, и каждому из школьников был определен соответствующий статус в группе - высокий или низкий. Дети с высоким статусом получили большие и шикарные значки со словом "БОСС" и сверкающими звездочками на них, в то время как дети с низким статусом вынуждены были носить маленькие и невзрачные значки с едва видимым словом "Помощник". Кроме того, состав каждой из этих групп-четверок подбирался таким образом, что ребенок оказывался принадлежащим в своей группе либо к большинству, либо к меньшинству. Так, в условиях принадлежности к меньшинству ребенок оказывался либо "боссом" в компании с тремя "помощниками", либо "помощником" - в компании с тремя "боссами"; в условиях принадлежности к большинству он, соответственно, оказывался либо "боссом" в компании с двумя другими "боссами" и одним "помощником", либо "помощником" вместе с двумя другими "помощниками" и одним "боссом". После того как дети приняли участие в непродолжительной общегрупповой деятельности, им поручили самостоятельно решить десять анаграмм.

Джеммотт и Гонзалес обнаружили, что индивидуальные результаты детей, названных "боссами", превзошли результаты детей, названных "помощниками". Более того, самые низкие результаты - с большим отрывом - получили дети, которым приписали низкий статус и которые к тому же были поставлены в положение меньшинства - один "помощник" в компании с "боссами".

Результаты этого эксперимента особенно впечатляют, если принять во внимание, что предпринятые экспериментаторами манипуляции со статусом и принадлежностью к меньшинству или большинству не имели никакой прямой связи с выполняемым заданием! Однако простой факт "оставления в меньшинстве" и ярлычок "низшего" сам по себе оказался достаточно разрушительным, чтобы ухудшить результаты ребенка. Полезно также заметить, что отрицательные эффекты процесса навешивания ярлычков возникли благодаря непродолжительному воздействию экспериментальных условий. Отсюда можно представить себе, сколь глубоким может быть влияние предрассудков на индивидов, которые всю жизнь несли на себе отрицательные "ярлычки" и терпели иные формы несправедливого к себе отношения."
Э.Аронсон "Общественное животное. Введение в социальную психологию"
vk.com/id1128300?w=wall1128300_2899

@темы: Люди, Психология, Социальное, Ссылки

19:24 

Кимури
В теорию эволюции не надо верить - ее надо знать
27.05.2015 в 19:33
Пишет Рыжий:

Коротко
пришла в умылы прекрасная Рельмо и элегантно с ноги вынесла мне мозг книжкой.
Жуков "Биология поведения. Гуморальные механизмы".
Начала читать главу про стресс и пропала как все на свете.

Один из ярких примеров выработки выученной беспомощности у больших групп людей — «трудовые лагеря» фашистской Германии, активно функционировавшие до начала мировой войны89. Их задачей было перевоспитание личности, которое проводилось с помощью непредсказуемого стрессорного воздействия. Правила внутреннего распорядка в лагере постоянно менялись, о чем не сообщалось заключенным. При этом любое нарушение этих правил каралось. Кроме этого, достаточно грубого приема, применялась «иррационализация»: заключенных заставляли выполнять действия, лишенные какого-либо смысла. Например, не только рыть ямы и тут же засыпать их, что заключенные могли бы объяснить садизмом конкретного охранника, но и попросту регулярно выслушивать правила внутреннего распорядка, которые и без того были вывешены на каждом
столбе. В результате, подобно собаке Шенгер-Крестовниковой, заработавшей невроз в бесплодных попытках понять законы окружающего их мира, заключенные всего за несколько месяцев выучивались беспомощности.
Они выходили на свободу новыми людьми — лишенными собственной жизненной энергии и, следовательно, легко управляемыми.
<...>
Эффективное применение неконтролируемой ситуации с целью создания выученной беспомощности и повышения управляемости человека описано У. Шекспиром в «Укрощении строптивой» — пьесе, которую принято считать «шедевром комедийного искусства». Петруччо, сам и через своих слуг, постоянно унижает жену, морит ее голодом, заставляет делать и
говорить нелепости. В итоге своевольная Катарина превращается в существо, полностью лишенное собственной воли. Заключительный монолог Катарины — это апология покорности:

…Как подданный обязан государю,
Так женщина — супругу своему.
Когда ж она строптива, зла, упряма
И не покорна честной воле мужа, —-
Ну чем она не дерзостный мятежник,
Предатель властелина своего?
За вашу глупость женскую мне стыдно!
Вы там войну ведете, где должны,
Склонив колени, умолять о мире;
И властвовать хотите вы надменно
Там, где должны прислуживать смиренно.

Примечательно, что испытания Катарины, как пишет критик, «…закончатся не тоской и неволей, а большим человеческим счастьем». И в самом деле, в репликах укрощенной Катарины, в ее поведении мы не можем найти и намека на страдание. Действительно, субъективное ощущение
благополучия может присутствовать при выученной беспомощности, и в этом ее большое достоинство как метода управления людьми. Удовлетворенность новым, пассивным отношением к окружающему миру у заключенных концентрационного лагеря отмечал и Бруно Беттельхейм (широко известный специалист по детской психологии), называя выработку вы-
ученной беспомощности «воспитанием детского мироощущения». Следует подчеркнуть важный методический момент в поведении Петруччо. Он унижает Катарину не в ответ на проявление своеволия, а без всякого повода. Благодаря непредсказуемости воздействия отрицательные
эмоции Катарины являются не реакцией на те или иные нежелательные формы поведения, а совершенно бессистемно. Именно отсутствие какой-либо причинно-следственной связи между поведением объекта и неприятным для него воздействием и является непременным условием для того, чтобы ситуация стала неконтролируемой. Если же наказание, пусть даже
весьма суровое, будет следовать строго за определенными поступками, то субъект научится избегать таких поведенческих форм, но общая управляемость его поведения не увеличится, т. к. сформируется не выученная беспомощность, а условный рефлекс избегания определенных ситуаций.

(с)

Песня же. ПЕСНЯ!!!

URL записи


Апд: А ведь непонятные ребенку вспышки раздражения родителей по внешним причинам, немотивированные запреты и ограничения, срывы на детях, нелогичные действия родителей в сумме могут дать именно такой эффект. В зависимости от прочности психики воспитуемого, конечно.

@темы: Психология, Люди

00:54 

Кимури
В теорию эволюции не надо верить - ее надо знать
Исторически в западной и других культурах в Средние века и тем более раньше материнство отнюдь не было основным предназначением женщины. Главной задачей всей семьи или того или иного человеческого коллектива было элементарное выживание, поэтому материнство не давало женщине никаких индульгенций, она должна была продолжать работать так же, как и все остальные. Нам легко это представить в какой-нибудь российской крестьянской семье, где ребенка просто клали в борозду и шли жать, убирать, косить и так далее. Было не так важно, как он выживет, главным было выживание всей семьи. Соответственно, те дети, которые рождались в период жатвы, умирали чаще всего, потому что маленькому ребенку на самом деле нужен уход. Еще во второй половине XIX века смертность на первом году жизни у родившихся в июле, особенно в северных российских губерниях, доходила до 80%.

В Европе первые изменения этой ситуации наблюдались в Средние века в богатых, в знатных семьях. Надо было родить наследника, но все равно важно было служить роду, подчиняться мужчине, то есть материнство никакого особого статуса женщине не давало. Какой-то особый статус и какие-то особые занятия, связанные с материнством, начали появляться в эпоху Возрождения. Впервые стало понятно, что если мать вкладывает в ребенка какие-то усилия, особенно в его образование, воспитание (естественно, сына на тот момент), то получается более ресурсный и удачливый в дальнейшем человек. И, в общем, это имеет смысл делать. Но для того, чтобы мать могла это делать, надо было тогда уже вкладываться и в образование девочек, то есть надо было еще давать образование матери.

Квинтэссенцией этой идеологии стал Жан-Жак Руссо, который сам на самом деле был ужасный childfree.

читать дальше

postnauka.ru/video/38481

@темы: История, Разное, Психология, Люди

19:38 

Кимури
В теорию эволюции не надо верить - ее надо знать
Вера в заговор способствует отрицанию научных фактов

Рубрика: #статьи@skepdic

Если вы верите, в то, что существует тайный заговор политической элиты с целью установить Новый мировой порядок, посадка американских астронавтов на Луну была снята в голливудской студии, а правительство США намеренно допустило атаку террористов на Всемирный торговый центр и Пентагон, чтобы создать предлог для вторжения в Ирак, то разрешите вас поздравить: вы конспиролог.

Кроме того, согласно исследованию английского психолога Стефана Левандовски, опубликованному в журнале PLOS, если вы верите в подобные вещи, то есть существенная вероятность, что вы не доверяете точке зрения ученого сообщества по вопросам вакцинации, ГМО и глобального потепления. Самая сильная связь прослеживалась между верой в заговоры и отрицанием вакцин. Коэффициент корреляция составляет 0,52 - это средний показатель, но он означает, что конспирологи в три раза чаще являются антивакцинаторами. Для ГМО и глобального потепления корреляции намного меньше, и составляют 0,13 и 0,09, соответственно.

Исследование может помочь прояснить причины странной стойкости отрицательных взглядов на вакцинацию, которые сосредотачиваются вокруг утверждения, что прививки якобы стоят за "эпидемией" аутизма. Ученые давно опровергли этот миф, но он оказался удивительно живуч. Он берет свое начало с Эндрю Уэйкфилда, британского хирурга и медицинского исследователя, который опубликовал в журнале Lancet статью о связи между КПК-вакциной (корь, паротит, краснуха) и детским аутизмом, а также желудочно-кишечными заболеваниями.

Однако другие ученые не смогли воспроизвести результаты Уэйкфилда и подтвердить найденную им зависимость. Журналистское расследование Брайана Дира, проведенное в 2004 году, выявило скрытые финансовые интересы со стороны Уэйкфилда, который получил 55 тысяч фунтов стерлингов от коллегии адвокатов, настроенных против производителей вакцин. В марте 2004 года 10 из 12 соавторов Уэйкфилда отказались от изначального толкования результатов статьи, настаивая на том, что необходимы дальнейшие исследования.

Впоследствии никакой связи между КПК и аутизмом обнаружено не было. В 2006 году Генеральный медицинский совет (GMC) провел дисциплинарное слушание Уэйкфилда по делу о нарушениях медицинской этики и пришел к выводу, что исследователь действовал "нечестно и безответственно". В ответ на выводы GMC редакторы Lancet объявили 2 февраля 2010 года, что они полностью снимают статью Уэйкфилда с публикации.

читать дальше

@темы: Люди, Психология, Социальное

01:07 

Как выращивают классических девочек и мальчиков

Кимури
В теорию эволюции не надо верить - ее надо знать
(переношу из дайря, неновое, но ценное)

Риалли, читать и изучать. Все идет постоянно, через мелочи.

***
Оригинал взят у sadcrixivan в Л. В. Попова "Гендерная социализация в детстве".

Цель данной статьи - рассмотреть, каким образом полоролевые различия конструируются на протяжении детства. Отдаленная же цель состоит в том, чтобы помочь читательнице и читателю осознать, где они сами являлись или являются объектом таких воздействий, а где они выступают в качестве конструкторов гендерных различий, даже и не помышляя об этом.

Начнем с самого начала, а, может быть, еще раньше. Очевидно, что на протяжении всего детства важнейший вклад в развитие ребенка делает семья. Как семья влияет на детей в зависимости от пола, есть ли различия в отношении родителей к дочерям и сыновьям? Исследователи единодушно отвечают "да" и выделяют наиболее типичные отличия. Можно провести небольшой опрос, кого - девочку или мальчика - хотели бы родители. Нетрудно предсказать, в пользу кого из них будут результаты, особенно если речь идет о первом ребенке. Даже слово, которое существует в русском языке - первенец, мужского рода. Аналога женского рода нет. Да, различия проявляются еще до рождения ребенка - в два раза чаще родители называют предпочтительным появление мальчика, среди отцов эта цифра равна четырем.

Согласно данным исследований в США, с 1930 года американцы четко высказываются в пользу рождения сыновей. Опрос американских родителей, проведенных в 1997 году институтом Гэллопа, показал, что ситуация осталась без существенных изменений: 41% опрошенных высказались в пользу мальчиков, а 29% предпочли девочек. «Сильная» половина населения одержима идеей иметь наследника, мало того, 47% отцов пожелало, чтобы даже второй ребенок в семье был мальчик и только 23% не отказались бы от девочки. Среди женщин 36% высказались за второго сына, а 35% хотят дочь. Остальная часть опрошенных не отдала предпочтений никому - им все равно {американские родители ). Оказывается, что дети приходят в мир, где мальчикам отдается явное предпочтение. Один из наиболее часто встречающихся доводов в пользу предпочтения тот, что сыновья наследуют и продолжают имя семьи.

Обращение к странам Азии и Востока дает еще более яркую картину отвержения девочек. В таких странах как Индия, Египет предпочтение, отдаваемое мальчикам, настолько велико, что если бы были удовлетворены желания родителей, то соотношение младенцев мужского и женского пола было бы от 162 к 100 до 495 к 100.

Эта впечатляющая статистика отражает тот факт, что большинство женщин и мужчин в мире живет в обществе с патриархатными гендерными системами. Патриархат - гендерная система, в которой мужчины доминируют над женщинами и в которой все, что считается мужским, ценится выше, чем то, что считается женским.

С момента появления на свет малыша родители обращаются с дочерьми и сыновьями по-разному. Родители последовательно поддерживают различия в активности и интересах, и, несколько менее последовательно, реагируют на социальное поведение и личностные характеристики дочерей и сыновей. Причем, по наблюдениям психологов, асимметрия гендерной социализации увеличивается в последние годы за счет того, что идет активное вовлечение отцов в уход и воспитание детей в младенческом и дошкольном возрасте. Оказалось, что отцы чаще всего проявляют себя как явные сторонники поддержания тендерных различий.

Младенческий возраст и раннее детство. Первый вопрос о только что появившемся на свет ребенке относится к полу. Если прямо задать вопрос родителям, относятся ли они к сыновьям и дочерям по-разному, то большинство из них без колебаний ответят «нет». Однако то, что говорят родители, может сильно отличаться от того, что происходит на самом деле. В действительности оказывается, что гендерная социализация начинается сразу же после рождения.читать дальше

@темы: Люди, Психология, Уже не новости

02:10 

Кимури
В теорию эволюции не надо верить - ее надо знать
В 2013 году психологи и неврологи Ливерпульского университета пришли к выводам, что сеансы чтения качественной художественной литературы оказывают на мозг эффект ракетного ускорителя. Исследователи просили добровольцев читать оригинальные и упрощенные выдержки из Шекспира, Вордсворта и Элиота. Реакция мозга на каждое новое слово отслеживалась при помощи магнитно-резонансной томографии. Снимки показали, что оригинальные тексты со сложными метафорами и синтаксисом провоцировали намного более сильный и длительный отклик, требовали большего объема работы мозга и стимулировали респондентов продолжать чтение.

Также выяснилось, что чтение поэзии особенно активизирует правое полушарие, в котором хранится автобиографическая память, помогающая читателю увидеть личностный опыт в свете прочитанного. «Исследования показывают, что литература в силах открывать новые горизонты сознания, формировать мысли, их грани и связи как у молодых, так и у взрослых людей», — заявил профессор английской литературы Филипп Дэвис.

В ходе другого исследования респондентам предлагалось прочесть отрывки из трех разных категорий литературы: «высоколобой» художественной литературы, бульварного чтива и нон-фикшна. После этого испытуемых попросили пройти пять тестов из области теории разума, которая изучает способность человека определять свои и чужие переживания — намерения, убеждения, желания. Результаты одного из тестов показали, что чтение любой художественной литературы по сравнению с нон-фикшном улучшает прохождение тестов, но во всех остальных четырех экспериментах эффект наблюдался исключительно после чтения сложных произведений. «Художественная литература — это не просто симуляция социального опыта. Это и есть социальный опыт», — рассказал The Guardian один из исследователей.

Еще один эксперимент показал, что во время моделирования описываемой сцены мозг читателя задействует те же нейроны, которые возбуждались бы, если бы эта сцена происходила в реальной жизни. Например, когда герой открывает дверь, возбуждаются нейроны, отвечающие за пространственное ориентирование. Это может означать, что опыт чтения для нас на самом деле куда более реален, чем может показаться на первый взгляд.

Бумага имеет значение

Читательские интернет-привычки могут сильно повлиять на восприятие текста за пределами сети — именно поэтому Николас Карр, Марианна Вулф и многие другие начали испытывать сложности при чтении художественной литературы. Значит ли это, что все большее количество людей рискует потерять навык вдумчивого чтения?

Пока что издательства все еще продолжают выпускать новые книги, их продолжают покупать, повсеместного распространения планшетов и электронных книг до сих пор не произошло. Кажется, нам все еще небезразлично, с каким носителем информации мы взаимодействуем — даже если мы сами этого не осознаем.
читать дальше

vozduh.afisha.ru/technology/reading-in-digital-...

@темы: Книги, Люди, Психология

21:31 

Кимури
В теорию эволюции не надо верить - ее надо знать
"Человеческий мозг способен справляться с большим объёмом информации, но его работа имеет определённую цену. У людей возникают проблемы, когда появляется необходимость отделить важные данные от второстепенных, этот процесс утомляет. Нейроны, требующие для жизни кислород и глюкозу, быстро истощаются.

Каждое обновление статуса, которое вы читаете на Фейсбуке, каждый твит, каждое текстовое сообщение, которое вы получаете от друга, борется за ресурсы вашего мозга с более важными вопросами: надо ли обратить свои сбережения в акции, где вы оставили свой паспорт или как быстро прийти к взаимопониманию с другом, с которым вы поссорились."
Дэниел Левитин, нейробиолог

tjournal.ru/p/why-so-hard-to-pay-attention

"Многозадачность - лучший инструмент для производства гормона стресса кортизола".
lifter.com.ua/Pochemu-sovremenniy-mir-ploh-dlya...

По второй ссылке большая статья о ловушках многозадачности и механизме интернет-зависимости, не дающаяся к копированию.

@темы: Всякий хай-тек, Люди, Психология

21:55 

Кимури
В теорию эволюции не надо верить - ее надо знать
Валерий Кувакин: Лженаука — диагноз обществу


Профессор Валерий Кувакин рассматривает лженауку как форму социального заболевания, против которого нужно вырабатывать иммунитет. В интервью рассказывается, как противостоят лженауке на Западе и какой ущерб она наносит России. Особо затрагивается вопрос о целительстве и гуманитарных лженауках.

Валерий Александрович Кувакин, доктор философских наук, профессор кафедры истории русской философии философского факультета МГУ входит в состав Комиссии по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований при Президиуме РАН с самого ее создания в 1998 году. Данное интервью было впервые опубликовано 28 сентября 2015 года на сайте STRF.ru. Вопросы задавала Ксения Болохова.

— Валерий Александрович, расскажите, пожалуйста, какими особыми приметами обладают лженаучные теории?

— Лженаука — это достаточно сложное социальное явление. К ее проявлениям относятся, с одной стороны, идеи, которые претендуют на статус научных, но таковыми не являются. С другой, изобретения, авторы которых утверждают, что они созданы на основе новых законов, которые не вписываются в существующую картину мира.

И, естественно, по результатам научной, подчеркиваю, свободной и независимой научной экспертизы, лженаучные заявления оказываются несостоятельными, хотя они могут содержать определенные здравые идеи. На сегодня не существует четкой демаркации между лженаукой и паранормальными верованиями. Некоторые лжеученые не чужды мистики, а экстрасенсы могут апеллировать к авторитету науки. Но все эти феномены объединяет ложь и мошенничество, тем самым они угрожают нашему обществу. Я бы сказал, что это проявления деструктивных тенденций в отечественной культуре, вернее, это антикультура. В геополитическом смысле это угрожает безопасности России, поскольку ослабляет ее цивилизационную конкурентоспособность

Действительно, как ни крути, планетарный социальный мир конкурентен, и как только какая-то цивилизация ослабевает, то она постепенно, а порой и быстро исчезает не без «помощи» других более жизнестойких общественных организмов. Иммунитет цивилизационного выживания ослабляют наркомания, пьянство, другие социально обусловленные болезни, вроде СПИДа и туберкулеза, но и лженаука тоже. Это одна из социальных болезней. Как сказал Сергей Петрович Капица еще в 1990-е гг., для России масштабная лженаука оказалась еще и новой формой организованной преступности.читать дальше

@темы: Люди, Психология, Социальное

22:02 

Кимури
В теорию эволюции не надо верить - ее надо знать
Рожденные пугливыми
В прошлом номере New Scientist вышла интересная статья, посвященная последним исследованиям в области ЭПИГЕНЕТИКИ: Born scared: How your parents' trauma marks your genes ("копипаста" статьи)

Это новое быстро развивающее направление науки изучает гены, которые по определенным причинам "включаются" и "выключаются". К примеру, ген, который ответственны за производство белка в коже работает, а остальной набор генов остается неактивным. Включение-выключение генов происходит это на химическом уровне в ДНК, скажем, за счет появления новых функциональных (например, метильных) групп в ДНК.
Эпигенетические изменения в организме происходят в течение всей жизни. Однако, в последнее время появляется все больше исследований, говорящих о унаследованых изменениях.


Проще говоря, ученые взялись за выяснение механизмов приобретенной/передающейся в течение жизни наследственности. То есть: если мама (даже до беременности) курит, то ребенку это выйдет боком.Или мама во время беременности испытывает стресс - на бытовом уровне люди давно заметили, что ребенок от этого может оказаться нервным или быть менее психически здоровым, чем его родители.

Собственно, вся история в статье крутится вокруг гормона стресса - адреналина. И гормона - кортизола- который выделяется для подавления стресса (когда опасность прошла). Механизм действия кортизола заключатеся к связыванию с глюкокортикоидными рецепторами в гиппоталамусе (см картинку).

Низкий уровень кортизола связывают с пост-травматическим стрессовым растройством PTSD (post-traumatic stress disorder). Людей, переживших сильный стресс как-бы не отпускает пережитое, и на биохимичесоком уровене уровень кортизола у таких людей обычно понижен. Люди с высоким уровнем кортизола обычно склонны к агрессии, или агрессивны и пугливы.

Факты складываются в интересный паззл:

Люди:
- процент людей с PTSD среди переживших холокост выше, чем в среднем, уровень кортизола у них понижен;
- однако, дети переживших холокост тоже имеют пониженные уровень кортизола;
- у обижаемых в детстве людей (в последствии покончивших с собой) было меньшее количествоглюкокортикоидных рецепторов;
- из 38 женщин, переживших атаку 11 сентября 2001 года в Нью Йорке и бывших в то время беременными, у половины обнаружен PTSD и пониженный уровень кортизола. У их родившихся (9ти месячных) детей уровень кортизола тоже понижен;
- в Финляндии популярны лакричные конфеты,в которых содержится глицирхизин (glycyrrhizin), - он блокирует в плаценте энзим , который разрушает кортизол матери и уменьшает уровень кортизола, доходящего до плода. То есть женщины, кушавшие лакричные сладости, в теории, должны были давать в утробе детям бОльшее количество кортизола. Их дети имель на 20% больше кортизола в пробах слюны и были более агрессивными и имель синдром дефицита внимания и гиперактивности;
- "недоедавшие" в утробе матери дети хорошо адаптированы к недоеданию во взрослой жизни. Дети же матерей, передавших во время беременности, имеют высокие шансы заиметь лишний вес.
- робкие и застенчивые дети из неблагополучных районов в Канаде имели невысокие шансы оказаться в последствие в тюрьме или быть убитыми;
- при недоедании кортизол "говорит" печени пускать в расход белки, а печени - запасать натрий. И организм в такие периоды не производит много кортизола, но наоборот - медленее разрушает кортизол в печени и почках;
- чем в более молодом возрасте дети переживали концлагери, тем менее активны у них энзимы, разрушающие кортизол в печени и почках;



Крысы:
- два типа матерей: заботящиеся о своих крысятах, и те, которые их бросают. Последние, выросшими, имеют пониженный уровень кортизола и обладают "гипербдительнотью" и пугливы (прямая аналогия с людьми), что однако повышает их шанисы на выживание
-брошенные матерями крысята имеют меньше глюкокортикоидных рецепторов - у них их развилось меньше, и это способствует продолженным во времени стрессам.
- у беременных крыс, которым вводили глюкокортикоиды, наблюдались изменения в метаболизме. У их потомства наблюдались аналогичные изменения. Однако, у последующего поколения изменения отсутствовали.

Психо-Биохимию мозга будут еще долго изучать и пытаться понять, хотя многие открытия предугадываются "жизненным опытом" старшего поколения.

dr-dudin.livejournal.com/188841.html

@темы: Люди, Психология, Уже не новости

02:26 

Кимури
В теорию эволюции не надо верить - ее надо знать
Куда исчезают одарённые девочки?

Источник: Глава из книги «Психология одаренности детей и подростков» (Под ред. Н.С. Лейтеса)

Исследования, развернувшиеся в 70-е годы, раскрыли роль социально-психологических факторов в нереализации одаренности женщин.
Исчезающая одаренность

Проблема «исчезающей» одаренности девочек весьма непривычна для тех, кто вырос в атмосфере «бесполой» педагогики и деклараций о равенстве полов. Рождается равное число одаренных девочек и мальчиков, но с возрастом одаренность девочек постепенно превращается в миф или в исключение из правила.
Согласно данным Барбары Кларк (1983 г.) по меньшей мере половину всех одаренных детей, выявленных в начальной школе, составляют девочки. К моменту перехода в старшие классы их оказывается меньше четверти. Во «взрослом» мире женщина-руководитель, лидер в образовании или промышленности, науке или политике — относительно редкий случай. В чем же дело?

Проблема реализации способностей женщин была поставлена Л. Холлингуорт, в 30-е годы начавшей исследование уровней умственного развития девочек и мальчиков. Проведенный ею анализ данных, полученных Л.Терменом, показал отсутствие значимых различии в интеллекте представителей разных полов. Так, по тесту Станфорд-Бине девочки опережали мальчиков во всех возрастах вплоть до четырнадцати лет. Наивысшие баллы в этом исследовании принадлежали девочкам.

Закономерным следствием стал вопрос, чем обусловлено малое число женщин среди выдающихся деятелей всех времен и народов, если в детстве они, по крайней мере, не уступают в интеллектуальном развитии мальчикам.

Часть выводов, сделанных Л. Холлингуорт, стала вкладом в психологию одаренности. Во-первых, это доказательство ложности наложения «талант всегда пробьется»: исследовательница показала огромное значение образования в реализации высоких способностей. Во-вторых, неправомерность отождествления больших достижений с высоким интеллектом.

Исследования, развернувшиеся в 70-е годы, раскрыли роль социально-психологических факторов в нереализации одаренности женщин. Современное общество, все его институты, включая семью, среднюю и высшую школу, пронизано полоролевыми стереотипами — устоявшимися представлениями о женственности и мужественности, жестко предписывающими, как должны себя вести, выглядеть и какие особенности проявлять мужчины и женщины, и соответствующими ожиданиями. Вследствие этого девочки и мальчики растут в двух разных мирах.
читать дальше

@темы: Уже не новости, Социальное, Психология, Люди

14:10 

Кимури
В теорию эволюции не надо верить - ее надо знать
betrunkenfee.livejournal.com/56624.html

Человек в депрессии. Инструкция для него и его близких.

Фрагмент:

Пятое, мне подсказывает спецагент с той стороны, Катерина,
Человек в депрессии может очень бодро врать, что он рад и счастлив. Если он боится быть слабым, навязчивым, неудобным и неприятным, не может позволить себе жаловаться и просить о помощи. Если вокруг от него требуют, чтобы он был бодр и весел, и гнобят за нахмуренный и усталый вид.
Я помню, как бодро вопила в телефон, что нет-нет, мне весело, писала смс с кучей смайликов, шутила и смеялась на дружеской тусовке. А внутри был ад. И, приходя домой, я падала лицом вниз, если повезет, то на кровать, и рыдала полночи.
Я не знаю, что с этим можно сделать, если вы не живете вместе. Может быть, поможет готовность принимать близкого человека любым, в слезах и в печали, с проблемами и приступами хандры. И как можно чаще говорить: «Ты мне дорог. Я хочу, чтобы ты был счастлив. Ты можешь доверить мне свои тяжелые мысли. Я тебя не оставлю. Я тебе помогу, если надо». И быть действительно готовым подставить плечо и подать руку.


Шестое, неочевидное
А это бывает сложно. Потому что «паранойя — лучший друг панической атаки» ©Катерина.
Паранойя - это не только про пришельцев и ФСБ (потом отдельно и развернуто напишу). В трех словах: вокруг все враги. Мама, папа, учительница, водитель такси, медсестра, продавщица пива, любовник, кошка, плюшевый медведь. Они меня не любят, презирают, высмеивают, стремятся унизить и уничтожить. Даже если помогают, заботятся, утешают, то в глубине души все равно...
Доводы разума не помогают. Я все и всех слышала иначе, придумывала за окружающих тайные смыслы простых слов, находила фальшь и сарказм даже в обычном «Доброе утро!»
Это конкретное когнитивное нарушение, как в случае с чувством вины. И даже если вы будете рядом, кормить с ложечки и вытирать слезки полгода без перерыва, все равно вы будете для человека опасны. Все равно вы хотите, чтобы его не было, Все равно вам нельзя верить. Верить вообще можно только обвинениям и ругани.
Такое восприятие реальности может вас очень деморализовать и даже обидеть. Но срываться нельзя, иначе вы только докажете, что и правда желаете зла.
Это очень сложно.


Седьмое, терминология
Вот такая еще штука — ангедония при дисфории (а дисфория это антоним к эйфории). Когда еда только способ получения энергии, секс исключительно на автомате «для галочки», а спать вообще ужасно, потому что назавтра же просыпаться сюда же! В эту вот реальность, где есть болезнь. Бессонница, впрочем, тоже радости не доставляет.
В особо тяжелых случаях, я была настолько «закрыта» для ощущения радости и комфорта, что могла лежать на дощатом полу, есть неважно что, без вкуса и без запаха, не мыть голову неделю, хотя и чешется. То есть не просто не стремиться получать удовольствие от жизни, а не видеть разницы между хорошим и плохим.
В дополнение, чтобы совсем нескучно было, есть отсутствие побуждающего начала и силы воли в придачу, двигательная заторможенность, высокая утомляемость, упадок сил. Когда даже может и хочется что-то, но начать делать никак не получается. Человек устает даже от того, что моргает и дышит (погуглите теорию ложек, там очень ясно написано, хоть и про обычные, физические болезни). Ну никак. Вместе с дисфорией и ангедонией они и составляют депрессивную триаду — ядро болезни.
В общем, плохо все.

@темы: Уже не новости, Ссылки, Психология, Люди

02:22 

Кимури
В теорию эволюции не надо верить - ее надо знать
Основы научного феминизма
nplus1.ru/news/2015/08/05/fem


Январь 1958 года, Wall Street Journal пишет о недавно анонсированной государственной программе стипендий, в рамках которой правительство США полностью или частично оплатит учебу 10 тысячам студентов, проявивших себя в математике и естественных науках.

Чиновники ожидают, что примерно треть стипендий достанется девушкам. Wall Street Journal в лице его корреспондента Артура Лэка обеспокоен: поступив в колледж, некоторые женщины бросают учебу, чтобы выйти замуж. Другие, закончив учиться, тоже выходят замуж, заводят детей и по крайней мере прерывают свою карьеру, а то и вовсе заканчивают ее, пишет корреспондент.

«Поэтому часть государственных денег неизбежно уйдет на подготовку ученых, которые экспериментируют только с разными видами стиральных порошков, и математиков, сфера деятельности которых ограничена сложением сумм в чеках за продукты», — написано на первой полосе WSJ.

Через две недели газета напечатала отклики читателей, в том числе критическое письмо активистки Американской ассоциации женщин-выпускниц университетов (AAUW) Сьюзен Сполдинг. Отметив довольно дикую аргументацию автора статьи, Сполдинг пишет: если женщины и вынуждены по семейным обстоятельствам уходить из науки (а уходят не все), то считать их образование напрасной тратой денег как-то странно. Эти женщины уходят, чтобы воспитывать детей, из которых потом получаются ученые, и в целом ведут себя как образованные граждане своей страны.

За 70 с лишним лет до этого предшественница AAUW, Ассоциация выпускниц колледжей, провела корпоративный опрос и вместе с бюро статистики штата Массачусетс пришла к выводу: поразительно, но нет, что бы там ни говорили некоторые видные мужи, не похоже, что университетское образование неизбежно приводит к проблемам с женским здоровьем и бесплодию.

Итак, в эфире «Еще пятьдесят способов доказать, что ты не верблюд», или обещанные истории о женщинах и мужчинах в американской науке.

Бостонская рулетка

Профессор MIT Нэнси Хопкинс долго работала с вирусами — вместе с Джеймсом Уотсоном и Барбарой Макклинток, например. А потом, в 1989 году, поработав в лаборатории будущего нобелевского лауреата Кристианы Нюсляйн-Фольхард, внезапно решила переключиться на рыбок данио-рерио (в англоязычных источниках известных как zebrafish). Это сейчас они стали общепризнанным модельным организмом, а тогда это был волнующий передовой край науки.

Поработав с перспективными рыбками несколько лет, Хопкинс подумала, что ей тесновато в ее лаборатории, и попросила выделить ей еще 18,5 квадратных метра офисной площади в дополнение к имевшимся 140 (здесь и далее все пересчитала из квадратных футов).

Ей отказали. А потом отказали еще раз и еще раз.

Если бы Нэнси Хопкинс работала в сферическом вакууме, то это, наверное, показалось бы ей просто досадным недоразумением, но рядом с ней были коллеги-мужчины, которые таких проблем никогда не испытывали. Хопкинс, которая всю звездную научную молодость отмахивалась от феминизма, считая, что она-то Не Такая (об этом она потом, смеясь, рассказывала в интервью), насторожилась.

Профессор Хопкинс подошла к вопросу строго: взяла рулетку — вот ту что справа — и пошла по кабинетам.

Оказалось, что в среднем ее более молодые и «зеленые» коллеги-мужчины имели лаборатории площадью около 186 квадратных метров. Мужчины же ее ранга и академических заслуг ютились в лабораториях площадью от 279 до 557 квадратных метров.
читать дальше

(по ссылке больше фотоиллюстраций)

@темы: Люди, Психология, Социальное, Уже не новости

23:10 

Кимури
В теорию эволюции не надо верить - ее надо знать
Стресс, перенесенный в детстве, особым образом влияет на мозг

Global Look Press
www.meddaily.ru/article/23oct2015/stress_sysnag...


В частности, он нарушает работу системы награды. Из-за этого повышается риск депрессии и других психических расстройств. К такому выводу пришли специалисты из Университета Дьюка. В их исследовании приняли участие 72 человека. За добровольцами следили с детсадовского возраста, пишет Psych Central.

Исследователи фиксировали все стрессоры, с которыми участники сталкивались в начале жизни. Когда добровольцам исполнилось 26 лет, им сделали фМРТ. Участники играли в игру, которая позволила оценить их отношение к награде. Специалисты наблюдали за активностью в полосатом теле - областью мозга, связанной с вознаграждением.

Сканирование показало: у участников, которые подвергались стрессу в детстве (между детским садом и третьим классом), активность в полосатом теле в ответ на награду была снижена. Это говорило о высоком риске депрессии и тревожных расстройств. Исследователи надеются, что их выводы помогут разработать методы, которые сведут к минимуму негативные последствия стресса, перенесенного в детстве.

@темы: Психология

01:25 

<b>Шествие троллей</b>

Кимури
В теорию эволюции не надо верить - ее надо знать
Не естественнонаучное, но очень интересно, на мой взгляд.


Шествие троллей
14 октября 2015
Антон Гуменский
Как коммуникации разрушают дипломатию

А.В. Гуменский – преподаватель кафедры связей с общественностью факультета международной журналистики МГИМО.

www.globalaffairs.ru/number/Shestvie-trollei-17...

"Любая технология не хороша и не плоха, но и не нейтральна (Kranzberg, Melvin (1986). Technology and History: «Kranzberg’s Laws». Technology and Culture, Vol. 27, No. 3, pp. 544–560). Каждая технология предполагает определенное использование и способствует одним действиям больше, чем другим (McLuhan, Marshall (1964). Understanding Media: The Extensions of Man. McGraw-Hill). Ярким примером не нейтральности Интернета и того, что он располагает к броским спецэффектам, является троллинг – характерная манера общения, которая зародилась в сетевых субкультурах и сегодня стала де-факто одним из конвенциональных языков политической коммуникации.

Российская публика узнала, что «в МИДе работают живые люди, у которых есть нормальная реакция и чувство юмора», в 2013 г., когда на своей странице в Facebook строчкой из песни группы «Мумий Тролль»: «Я к тебе прорвусь, мон ами. Рациями, факсами, телефонами…» министерство обратилось лично к блогеру Антону Носику. И затем еще раз, когда в феврале 2014 г. в ответ на сообщение посла США Майкла Макфола о скором завершении работы на своем посту в твиттере @MID_RF появилась запись: «Прощайте, Михаил!».

Читатели этой публичной переписки разделились на два лагеря: одним ответ российских дипломатов показался остроумным, метким, оригинальным, другим – неадекватным, фамильярным, неуместным. Первые расценили такое прощание как вполне заслуженное, указывая на противоречивость отношений, сложившихся между Макфолом и принимающей стороной. Вторые – как вынос сора из избы и нарушение правил хорошего тона. Однако содержание этого общения было все же не настолько важным, насколько его форма: сам способ коммуникации и статус собеседников говорили о том, что если еще столетие назад языком дипломатов был французский, то теперь им стал троллинг.

Определение троллинга в официальные словари прочно пока не вошло. Поиск в Google ведет прежде всего на ресурсы с коллективным авторством – Википедию, Urban Dictionary, Lurkmore. Словарь Merriam-Webster отсылает к понятию, которое дало название искомому явлению – «ловля рыбы на приманку», и только сайт Oxford Dictionaries понимает, что именно ищут пользователи по слову “trolling”: «публикация намеренно оскорбительного или провокационного сообщения в Интернете с целью расстроить адресата или вызвать его гневную реакцию». Одним из наиболее лаконичных является вариант Urban Dictionary: «быть занозой, потому что ты можешь». Сходятся же авторы всех определений в том, что главная цель троллинга – это «баттхёрт», т.е. стресс, фрустрация, гнев, ярость оппонента. К троллингу прибегают, чтобы уязвить, «достать» собеседника, в идеале – вывести его из себя, спровоцировать на агрессию, выставить неуравновешенным грубияном. В статье The New York Times 2008 г. «Тролли среди нас» это объясняется так: «Удовольствие наблюдать за тем, как кто-то сходит с ума перед своим компьютером за 2 тыс. миль от тебя, пока ты болтаешь с друзьями».

Стена плача

Главное, что делают тролли – расшатывают границы допустимого. Специально, конечно, ни российские дипломаты, ни какие другие троллингом не занимаются – «просто отвечают в той же стилистике, в которой к ним обращаются». Однако в этом и проявляется специфика Интернета как особой среды, которая задает формат коммуникации, стандарты взаимодействия, диктует свои правила, поэтому и не нужно ничего делать «специально» – достаточно просто адаптироваться к предлагаемым условиям...."

@темы: Люди, Психология, Социальное, Ссылки

00:11 

Кимури
В теорию эволюции не надо верить - ее надо знать
30 октября 2007 года в возрасте 42 лет умерла шимпанзе Уошо, первая и самая знаменитая среди «говорящих» обезьян. Разговоры с Уошо далеко еще не осмыслены и могут перевернуть наши представления о месте человека среди других животных.

budilnik.livejournal.com/67981.html

Людям всегда хотелось научиться понимать язык зверей и птиц, но вышло так, что животные первыми выучили язык людей. Честь «первого контакта» - разговора представителей разных видов, осуществившегося в конце 1960-х годов, принадлежит шимпанзе Уошо и её воспитателям – супругам Аллену и Беатрисе Гарднерам.

К тому времени уже давно было известно, что животные способны мыслить - то есть решать задачи «в уме», придумывая новые варианты поведения, а не только методом «проб и ошибок», путем перебора известных им способов действия. Это доказал немецкий психолог Вольфганг Кёлер, проводивший свои знаменитые исследования интеллекта шимпанзе ещё в начале 20-го века. Широкую известность получил, например, эксперимент, в котором обезьяна после ряда неудачных попыток сбить высоко висящий банан палкой или достать его, взобравшись на ящик, садилась, «задумывалась», а потом неожиданно вставала, ставила ящики один на другой, взбиралась на них с палкой и сбивала банан.

Эти опыты вдохновили учёных на первые попытки «очеловечить» обезьян. В 30-е годы супруги-психологи Кэллог взяли на воспитание детёныша шимпанзе по кличке Гуа, который рос вместе с их годовалым сыном Дональдом. Родители старались не делать различий между «детьми» и общаться с ними одинаково. Но добиться особых успехов в воспитании Гуа им не удалось, а вот Дональд, всё свободное время проводивший с шимпанзе, стал обезьянничать – развитие его речи замедлилось, зато он научился в совершенстве подражать крикам и повадкам Гуа, и даже стал вслед за ним стал обгрызать кору с деревьев. Испуганным родителям пришлось прекратить эксперимент, Гуа отправили в зоопарк. Другой паре психологов, супругам Хейс, воспитывавшим шимпанзе Вики, с огромным трудом удалось научить её говорить лишь несколько слов – «мама», «папа», «чашка».

Лишь в 1966 году этологи Аллен и Беатриса Гарднеры, просматривая фильмы о Вики обратили внимание на то, что та хотела и могла общаться с помощью знаков: например, Вики очень любила кататься на машине, и чтобы донести своё желание до людей, придумала приносить и вручать им изображения автомобилей, которые она вырывала из журналов. Неспособной к речи её делал не недостаток ума, а устройство гортани, не позволяющее обезьянам произносить большую часть человеческих звуков. И тогда Гарднерам пришла в голову идея обучить шимпанзе языку жестов, которым пользуются глухонемые. Так начался «проект Уошо».

Уошо и её семья

Первая леди в мире шимпанзе была 10-месячным детёнышем, пойманным в Африке. Первоначально её предполагали использовать в космических исследованиях, - судя по всему, она была просто рождена для славы. В 60-е, эпоху всеобщего увлечения «расширением сознания», попытка расширить сознание шимпанзе была очень в духе времени.

Гарднеры воспитывали Уошо как собственного ребёнка, и вскоре выяснилось, что как и ребёнок, она любит учиться и общаться. Она не просто запоминала жесты, при помощи которых к ней обращались приёмные родители, а задавала вопросы, комментировала собственные действия и действия своих учителей, сама заговаривала с ними. За первый год жизни с Гарднерами Уошо освоила 30 знаков-слов амслена - американского языка глухонемых, за первые три года – 130 знаков. Овладевая языком в той же последовательности, что и ребёнок, она научилась объединять знаки в простые предложения. Вот, например, Уошо пристаёт к одному из исследователей, чтобы он дал ей сигарету, которую тот курил, - «Дай мне дым», «Дым Уошо», «Быстро дай дым». В конце концов исследователь сказал «Попроси вежливо», на что Уошо ответила «Пожалуйста, дай мне этот горячий дым». Сигарету, ей впрочем так и не дали. Легко дались ей и такие чисто человеческие умения как шутить, обманывать и даже ругаться, - так, Уошо назвала одного из служителей, долго не дававшего ей пить «грязным Джеком».

Ругаться – дело не такое примитивное, как может показаться на первый взгляд, поскольку говорит о способности Уошо употреблять слова в переносном смысле, обобщать их значения. Именно на этой способности обобщать с помощью слов строится человеческая разумность. Оказалось, что Уошо строит обобщения не хуже, чем это делают маленькие дети, начинающие овладевать языком. Например, один из первых выученных ей знаков, - «Открой!» она применяла первоначально, когда хотела, чтобы ей открыли дверь комнаты, потом стала использовать его для открывания всех дверей, потом для ящиков, контейнеров, бутылок, и наконец, даже чтобы открыть водопроводный кран.

Уошо правильно использовала личные местоимения, представления о прошлом и будущем (в будущем её интересовали в основном праздники, такие как Рождество, которые она очень любила), порядок слов в предложениях (например, отлично понимала разницу между «Ты щекотать меня» и «Я щекотать тебя»). Придумывала собственные знаки или использовала комбинации знакомых знаков, чтобы назвать незнакомый предмет, - так Уошо назвала лебедя «птица вода», а елку на рождество «конфетное дерево. Иногда Уошо пыталась заговорить не только с людьми, но и с другими существами – однажды, когда за автомобилем в котором она ехала, с лаем погналась собака, Уошо, отчаянно боявшаяся собак, вместо того чтобы спрятаться, как она обычно делала, высунулась из окна и стала отчаянно жестикулировать «Собака, уходи!».

Тем временем в лабораторию Гарднеров привезли несколько других недавно появившихся на свет шимпанзе. Они быстро учились и вскоре начали общаться друг с другом на языке жестов. Когда у Уошо родился детёныш, он начал учится жестам наблюдая уже не за людьми, а за другими обезьянами. И не раз замечали, как Уошо правильно «ставит ему руку» — поправляет жест-символ.



Когда Гарднеры в 1970 г. закончили свою работу с Уошо, ей угрожала перспектива отправиться в один из биомедицинских центров – «на опыты», и если не погибнуть, то уж во всяком случае провести остаток дней в небольшой одиночной клетке. Её, а потом и других шимпанзе, проходивших обучение в этой лаборатории спас ассистент Гарднеров Роджер Футс, создавший «Обезьянью ферму», на которой и живёт теперь «семья Уошо» - колония говорящих обезьян, которая сейчас находится в Элленсбурге (штат Вашингтон) в организованном Футсом в 1993 г. Институте изучения коммуникации шимпанзе и человека. Наблюдения за поведением этой группы на протяжении почти 30 лет послужили богатейшим источником данных о поведении, обществе и субкультуре «говорящих» обезьян.


Селанные Футсом видеозаписи запечатлели обычное времяпрепровождение семьи Уошо. На одной из них сестры Мойя и Тату лежат на полу с журналом, который они держат ногами, потому что руки нужны для жестикуляции — для разговоров и комментариев к картинкам. Тату ищет фотографии мужских лиц и объясняет, что “Это друг Тату”, разнообразно варьируя эту романтическую тему. К ним подходят другие шимпанзе и с помощью жестов обсуждают цветные картинки, фасоны одежды и фото в журналах.

Горилла-профессор

Результаты исследований семьи Уошо казались совершенно невероятными, но в 70-е несколько групп независимых исследователей, работавших по разным программам и с разными видами человекообразных обезьян, подтвердили и дополнили эти данные. Пожалуй самой способной из всех 25 «говорящих» обезьян оказалась горилла Коко, живущая неподалёку от Сан Франциско со своей «приёмной матерью» доктором Пенни Паттерсон. Среди «говорящих» обезьян Коко – настоящий профессор: она употребляет, по разным оценкам, от 500 до тысячи знаков амслена, способна понять еще около 2000 знаков и слов английского языка, а решая тесты, показывает коэффициент интеллекта входящий в норму взрослого американца.

Впрочем, как и у других «говорящих» обезьян, основное развитие её речи и интеллекта происходило в первые годы жизни (талантливые обезьяны доходят в развитии речи до уровня двухлетнего ребёнка, а в некоторых отношениях – трёхлетнего). Вырастая, они во многом остаются подобны детям, реагируя по детски на жизненные ситуации и предпочитая игры всем другим способам времяпрепровождения.
Коко до сих пор играет в куклы и игрушечных зверей, и разговаривает с ними, смущаясь, правда, когда кто-то застаёт её за этим занятием.
читать дальше

@темы: Уже не новости, Психология, Люди, Животные, Биология

06:06 

Кимури
В теорию эволюции не надо верить - ее надо знать
Реклама имплантирует фальшивые воспоминания

Джона Лерер
uplift.io/articles/reklama-implantiruet-falshiv...
У меня неважная память на эпизодические события. Все свои дни рождения я помню как беспорядочную череду тортов и подарков. В своей семье я прославился тем, что часто путаю события собственного детства с событиями из жизни братьев и сестер.

Но одно событие запомнилось мне хорошо. Пятница, я сижу на футбольном матче, подозрительно напоминающем сериал Friday Night Lights. North Hollywood Huskies снова проигрывают. Мы с друзьями сидим на последнем ряду — шутим, сплетничаем, обсуждаем вступительные экзамены в колледж. И пьем Coca-Cola из изящных стеклянных бутылок. Моя память не зафиксировала тот вечер в деталях, но я хорошо помню вкус напитка, звон бутылок и отрыжку от углекислого газа. Будто Coca-Cola оплатила product placement в моей голове.

Самое интересное, что в тот день я не мог пить колу из стеклянной бутылки. Наша школа запретила напитки в стеклянной таре. Я был смирным ботаником и не осмелился бы нарушить правила. А значит в тот день бутылка была пластиковая.

Откуда мой мозг взял эту сентиментальную сцену? Скорее всего, из рекламы. Реклама акцентирует внимание на качествах самого продукта (никому нет дела до того, какой напиток лучше на вкус — Coca-Cola или Pepsi), а на ассоциациях с приятными воспоминаниями.

Прошлогоднее исследование подтверждает, что запоминающаяся реклама успешно обманывает гиппокамп (центр долговременной памяти). Как проходил эксперимент: 100 студентам представили попкорн Orville Redenbacher’s Gourmet Fresh Microwave Popcorn. Бренд был вымышленный, но об этом умолчали. Одной группе студентов показали текстовую рекламу с небольшим количеством изображений, расхваливающую вкусовые качества продукта. Другой группе показали высококачественный ролик про счастливых людей, наслаждающихся попкорном в гостиной. Затем участников эксперимента отвели в разные комнаты. В одной устроили анкетирование, никак не связанное с попкорном. В другой дали попробовать образцы другого вымышленного попкорна.

Через неделю исследователи проверили память участников эксперимента. Те, кто видел текстовую рекламу, крайне редко вспоминали, пробовали ли они попкорн. Те, кто видел высококачественный рекламный ролик, утверждали, что пробовали продукт, даже если на самом деле не пробовали. Они были абсолютно уверены в точности своих воспоминаний.

Ученые называют это «эффектом ложного опыта». Он возможен благодаря явлению реконсолидации памяти. Память — не инертное хранилище информации, это процесс. Мозг не воспроизводит воспоминание, он его воссоздает. Как спектакль в театре. Воспоминание хранится в том виде, в каком вы вспомнили его в последний раз. И оно может меняться под влиянием новых впечатлений. Разница такая же, как между кнопками «Сохранить» и «Сохранить как». Мы не заботимся о точности воспоминаний, нам важнее, чтобы они были приятными.

Источник: Wired

(по ссылке - ссылки на агнлоязычные источники)

@темы: Уже не новости, Социальное, Психология, Люди

14:58 

Кимури
В теорию эволюции не надо верить - ее надо знать
div align='right'>04.12.2015 в 13:20Пишет Волчица Юлия:

Интересная статья о чтении и читающих людях.
В советское время существовал очень устойчивый миф или даже шаблон о том, что Советский Союз — это самая читающая страна в мире. Это такая казенная отточенная формула, которая появлялась и в разного рода пропагандистских текстах, и в отчетах о количестве читателей советских библиотек и так далее. И в какой-то момент представление о самой читающей стране мира стало некоторой данностью, которая у всех в голове, и все знают, гордятся, что советские люди настолько тянутся к культуре и так много читают.
В постсоветское время этот устойчивый стереотип оказался под угрозой, потому что по целому ряду параметров стало складываться ощущение, что читать стали намного меньше, литература перестала играть ту роль, которую она играла, скажем, в годы перестройки, когда дефицитные книги представляли огромную ценность и сформировалась устойчивая практика коллекционирования книг даже в семьях, которые, скажем так, далеки от интеллигенции. Есть такой термин — «моральные паники», обозначающий устойчивые стереотипы в обществе, которые являются поводом для какого-то общественного беспокойства, и представление о том, что в России все перестали читать и что чтение перестало играть важную роль в жизни людей, — это типичная моральная паника, которая транслировалась и через средства массовой информации, и в речах многих политических деятелей и так далее.

Тем не менее серьезных исследований, пытающихся понять, в чем, собственно, проблема, что именно происходит с чтением, было не так уж и много. Основные источники представлений о том, больше или меньше читает нынешний россиянин, — это, как правило, социологические опросы, данные которых на самом деле, если посмотреть статистику за несколько лет, довольно сильно противоречивы. И у разных социологических служб представление о том, насколько все плохо или хорошо, довольно здорово различалось. При этом, как кажется, социологические опросы — недостаточный инструмент для того, чтобы разобраться в том, что же все-таки происходит с чтением в современном обществе, поскольку это что-то вроде средней температуры по больнице. Понятно, что это цифры, которыми легко оперировать, на несколько процентов меньше и так далее. Тем не менее то, что стоит за этими цифрами, зачастую непонятно.
читать дальше

postnauka.ru/video/55760

URL записи

@темы: Люди, Психология, Социальное

17:18 

Кимури
В теорию эволюции не надо верить - ее надо знать
"Развивающее влияние программы по математике В.В. Давыдова было выявлено нами в процессе участия в эксперименте, проводившимся в одной из общеобразовательных школ Санкт-Петербурга в середине 90-х годов прошлого века. В 1992 году все дети, поступающие в школу, прошли педагогическое и психологическое собеседование, на основании которого наиболее развитые и подготовленные к школе были зачислены в 1-«А» класс. Эти дети статистически достоверно превосходили в интеллектуальном развитии учащихся остальных первых классов. Во всех классах использовалась стандартная общеобразовательная программа, и только в «Б» классе учительница преподавала математику по учебникам В.В. Давыдова.
Учительница «А» класса, пройдя специальную переподготовку в АППО, применяла новейшие педагогические технологии, программа была дополнена факультативными уроками английского языка и культурно-эстетическим экскурсионным обслуживанием, а родители принимали активное участие в образовательном процессе. Я проводила психологические обследования и консультировала педагогов и администрацию школы по проблемам эксперимента, результат которого оказался несколько неожиданным для его организаторов из АППО.
Учащиеся «Б» класса значительно обогнали в интеллектуальном развитии своих одногодков не только из «В» и «Г» классов, но и из «А» класса, успешно окончили школу и поступили в вузы, хотя в 1-ом классе уровень их развития был ниже среднего и намного ниже, чем у ребят из 1-«А» класса. Из «А» класса только некоторые ребята смогли поступить в вузы, несмотря на то, что они при поступлении в школу значительно превосходили по развитию ребят из «Б» класса и все 10 лет с ними проводили дополнительную развивающую работу. Большинство подростков «В» и «Г» классов не смогли получить даже среднего образования, хотя при поступлении в школу они были не хуже ребят из «Б» класса [17, с163-165].
Вся моя почти тридцатилетняя исследовательская и практическая работа в школах убедила меня в правоте Л.С. Выготского и В.В. Давыдова: не ставшие уже традиционными психологические занятия и игры, а изучение наук формирует понятийное мышление, создает мощный потенциал интеллектуального и личностного развития. В современном образовании есть программы, которые способствуют формированию понятийного мышления учащихся, и есть программы, которые блокируют этот процесс, закрепляя примитивные формы обработки информации, что в дальнейшем ограничивает возможности ее усвоения [16]. Мои многолетние исследования показали, что развитое понятийное мышление качественно меняет всю дальнейшую жизнь ребенка, в том числе, и характер прохождения подросткового кризиса [13, 17, 18, 26, 27, 30]. Понятийное мышление способствует развитию социального интеллекта, толерантности, формирует адекватную самооценку и позитивные коммуникативные установки, оптимизируя сферу общения [19, 29]. Оно же стимулирует развитие различных способностей (лингвистических, математических и пр.), в результате чего снимается эмоциональное напряжение в процессе учебы, формируются уверенность в своих силах и учебная мотивация [15, 24]. Понятийное мышление дает скачок в развитии креативности, способствует формированию позитивных жизненных ценностей, правового и гражданского сознания [14, 22, 23, 30].

Какова реакция на школьные проблемы нашей академической педагогики? Реформаторы образования выбрали наиболее простой способ решения проблемы неуспеваемости – отказ от изучения наук в начальной и средней школе."

Ясюкова Л.А. Реформирование образования: цели и проблемы // Школьные технологии. – 2011. - № 5. С. 7-19. (фрагмент)

www.babyblog.ru/user/_mommy_/3052375

@темы: Уже не новости, Ссылки, Социальное, Психология, Люди

23:12 

Кимури
В теорию эволюции не надо верить - ее надо знать
Психологи из Чикагского университета попытались выяснить, почему люди верят в экстрасенсов и ясновидящих.

Исследование опубликовано в журнале Memory and Cognition.

В своей работе авторы провели сравнительный анализ скептиков и верящих в экстрасенсорные способности людей. Они старались отталкиваться не от уровня образования и общей эрудиции участников исследования, а от особенностей их психики. Отбор участников проходил в два этапа. Сначала психологи провели онлайн опрос более двух тысяч человек по опроснику Australian Sheep-Goat Scale, чтобы среди них выделить наиболее скептичных и наиболее доверчивых людей. Из них ученые набрали три группы по 50 человек с примерно одинаковой академической успеваемостью или уровнем образования.

Участники проходили различные тесты на восприимчивость, память и аналитические способности. Например, в одном из испытаний участников спрашивали о том, происходило ли в их детстве какое-то событие, и, если нет, то их просили представить, будто бы это событие действительно случилось. Через неделю участников снова расспрашивали об их детстве, чтобы выяснить, «прижились» ли ложные воспоминания. С помощью этого эксперимента психологи проверяли внушаемость участников и то, как способны искажаться их воспоминания. Тем не менее, результаты различных тестов на восприимчивость, а также базового теста рабочей памяти, оказались примерно одинаковыми как для скептиков, так и для верящих в паранормальные способности людей.

Однако когда дошло до изучения аналитических способностей, ученые заметили между скептиками и нескептиками отличия. Тесты на развитость аналитического мышления включали в себя задания на оценку доводов, тест на отдаленные ассоциации RAT (например, «Какое одно слово объединяет следующие слова?») и тест на логику (например, продолжите ряд: выход, ыход, ход, …). По результатам этих тестов, особенно теста на логику, скептики обошли людей, верящих в паранормальные способности. Кроме того, по данным специального опросника, скептики также оказались менее склонны верить в теории заговора.

Исследователи пришли к выводу, что верящие в экстрасенсов и ясновидящих люди хуже анализируют окружающий мир и с меньшей объективностью оценивают собственный опыт. Тем не менее, ученые не считают это единственной причиной. Авторы полагают, что недостаток аналитических способностей служит катализатором развития веры в экстрасенсов и ясновидящих. Особенно подобное утверждение актуально для людей, чье окружение разделяет сходные убеждения — около 70 процентов «верящих» участников заявили, что их семья и друзья придерживаются подобных взглядов.

Источник: vk.cc/4NIiXY

@темы: Психология

главная